Оглавление

В артиллерии РККА

Проведенные в 1937 г. войсковые испытания различных типов артиллерийских тягачей («Коминтерн», «Комсомолец», СТЗ-3) показали, что в летних условиях «Коминтерн» обладает достаточными скоростью и мощностью, надежен в эксплуатации и может буксировать орудия весом до 7,5 т. В тяжелых дорожных условиях буксировка орудия осуществлялась с помощью лебедки: тягач преодолевал труднопроходимый участок, затем лебедкой подтягивался прицепной груз.

Однако зимой из-за плохого сцепления с грунтом «Коминтерн» буксовал на подъемах в 5-6°, при движении по накатанным мощеным дорогам сползал на обочины и почти совершенно не мог двигаться по косогорам, скатываясь под откос.

MchTruck180.jpg

Замаскированный ветками «Коминтерн» на окраине населенного пункта. Лето 1941 г.

Наличие «Коминтернов» на фронтах и в округах на 1 сентября 1942 г.

Карельский фронт

7

Ленинградский фронт

44

Волховский фронт

11

Северо-Западный фронт

-

Калининский фронт

7

Западный фронт

35

Брянский фронт

3

Воронежский фронт

-

Сталинградский фронт

3

Юго-Восточный фронт

6

Северо-Кавказский фронт

-

Закавказский

7

7-я отдельная армия

5

Забайкальский фронт

188

Дальневосточный фронт

253

Московская зона обороны

12

Архангельский военный округ

1

Московский военный округ

23

Южно-Уральский военный округ

7

Сталинградский военный округ

2

Средне-Азиатский военный округ

7

Северо-Кавказский военный округ

3

итого

624

Состав парка, %

1,6

Составлено по: Механическая тяга артиллерии в Великой Отечественной войне. - М., 1957, с. 48, 49, со ссылкой на архив Штаба артиллерии Советской армии, ф. 1, on. 523 ее, арх. 7, л. 50.

Оценки удобства обслуживания «Коминтернов» различны и иногда противоположны. Например, в работе «Механическая тяга артиллерии в Великой Отечественной войне» отмечалось: «...доступ к механизмам и агрегатам для обслуживания ремонта и регулировки был вполне удобен, что облегчало производство необходимых работ». Эта оценка существенно отличается от оценки «Коминтернов», использовавшихся в ВВС.

 «Коминтерн» хорошо буксировал 122-мм пушку обр. 1931-1937 гг. и 152-мм гаубицу пушку обр. 1937 г. со скоростью 15-20 км/ч даже в трудных условиях движения, при этом он мог преодолевать подъемы до 17°. При буксировке артиллерийских повозок весом 11-14 т проходимость по местности в сырую погоду была недостаточной, однако она значительно повышалась при установке одинарных или двойных шпор. В этом случае трактор мог преодолевать подъемы и спуски даже в гололедицу.

MchTruck178.jpg  MchTruck179.jpg
Лето 1941 г. Поврежденный и брошенный на обочине дороги «Коминтерн». Район Бреста. «Коминтерн» на службе вермахта (немецкое обозначение — Artillerieschlepper Kom 604(г). Машина оборудована импровизированной деревянной кабиной. 
MchTruck181.jpg MchTruck182.jpg

Брошенные «Коминтерн» и танкиТ-26 (огнеметный и линейный). Лето 1941 г. Позднее немцы введут в строй «Коминтерн», а оба танка еще долго будут стоять на обочине.

Поврежденный «Коминтерн» с 76-мм зенитной пушкой обр. 1931 г. (ЗК).

Оглавление