Оглавление

MchTruck142.jpg

Первый опытный «Коминтерн» буксирует повозку и французскую пушку на колесах с пневматическими ступицами системы Луцкого. Государственные испытания, 1932 г.

Увеличение объемов выпуска тракторов в сочетании с изготовлением танков было невозможно без реконструкции производства. Вести на одном предприятии работы и по тракторостроению, и по танкостроению при существующих производственных мощностях становилось все сложнее. Поэтому было подготовлено предложение о переводе тракторостроения в систему Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО).

12 октября 1930 г. прошло заседание Политбюро ЦК, посвященное вопросам реорганизации тракторного производства. В развитие решения Политбюро группу специалистов во главе с Б.Н. Воронковым перевели на строящийся Харьковский тракторостроительный завод (ХТЗ).

Согласно распоряжению ВСНХ от 23 декабря 1929 г., ХТЗ должен был выпускать трактор «Катерпиллер-30» («Thirty»), который «... испытывался НКВМ и с точки зрения конструктивной и качества материалов признан наилучшим из имеющихся в настоящее время гусеничных тракторов, однако НКВМ не удовлетворен этим трактором в части скоростей, т.к. он имеет максимальную скорость в 5,9 км/ч».

Тогда военные поставили вопрос об организации производства на ХТЗ тракторов «Линке-Гофман», «Сомуа» и нового трактора конструкции ХПЗ: «ХПЗ разработан проект трактора в 50—60 л.с. Трактор этот по проекту вполне отвечает требованиям НКВМ на этот тип. Кроме того этот тип увязан и согласован с требованиями сельского хозяйства и транспорта.

Проект одобрен представителями НКВМ и гражданских учреждений. Ввиду этого этот трактор обещает быть наиболее подходящим для производства ХТЗ. Однако опытные образцы этого трактора будут готовы лишь к сентябрю текущего года, и ранее полного его испытания нельзя дать основательного заключения об этом тракторе».

К этому времени на ХПЗ собрали два опытных образца трактора БНВ. В ходе постройки в его конструкцию постоянно вносили изменения. В частности, доработали механизм натяжения гусеницы, радиатор, бортовые передачи и амортизаторы гусеничного хода.

Однако на государственном уровне было принято решение о выпуске на ХТЗ уже освоенного на СТЗ колесного трактора «Интернационал», не самого удачного с военной точки зрения. В то же время это позволяло, избежав многотипности, насытить народное хозяйство простыми и надежными машинами. 1 октября 1931 г. считается датой пуска завода - с этого дня новый трактор сходил с конвейера каждые 6 мин. Позднее ХТЗ выполнял и оборонные задачи, в частности, там был разработан артиллерийский трактор ХТЗ-4. Но серийное производство копий «Сомуа», «Линке-Гофман», «Катерпиллер-30» или отечественного БНВ там организовано не было.

В 1931 г. в связи с переводом Б.Н. Воронкова на новый завод работы по промышленному трактору на ХПЗ возглавил Н.Г. Зубарев. Трактор также получил новое наименование — «Коминтерн», в честь завода-изготовителя. Название трактора и завода были помещены на радиаторе. В дальнейшем надпись ХПЗ уступила место надписи «3-Д №183», однако встречались «Коминтерны» и вовсе без каких-либо обозначений.

12 ноября 1931 г. начальник УММ РККА доложил заместителю наркома Я.Б. Гамарнику о состоянии работ по механизации и моторизации артиллерии АРГК, а также дивизионной и корпусной артиллерии:

«Для тяжелых систем АРГК применяется в качестве тягача трактор Коммунар, при чем в 1931 г. завод выпустил трактор в 90 л.с.со скоростью 15 клм в час под маркой З-90 вместо выпускавшегося в прошлом году и в первой половине настоящего года трактора в 75 л.с. со скоростью 9 клм в час под маркой 9-ГУ.

К Октябрьским торжествам сего года ХПЗ приготовил три опытных образца более мощного трактора «Коминтерн» с мощностью мотора свыше 110 л. с. Скорость трактора предположено довести до 20 клм в час».

Первый вариант «Коминтерна», по сути, представлял собой модернизацию трактора БНВ в направлении повышения мощности двигателя и унификации гусеничного хода с танком Т-24. Следует отметить, что с самого начала на «Коминтерне» предполагалось использовать новый двигатель марки КИН мощностью около 130 л.с, поэтому в некоторых документах и сам трактор именовался так же.

Многочисленные доработки привели к серьезному пересмотру конструкции трактора. Принципиальная схема (как и основные габариты) осталась прежней, но элементы подвески унифицировали с аналогичными элементами подвески танка Т-24. Устройство тележек повторяло устройство тележек трактора БНВ, но производственное исполнение и размеры (в частности, диаметр опорных катков) отличались. В результате новый трактор получил три тележки на борт. Соответственно, доработкам подверглись трансмиссия и некоторые другие агрегаты.

В 1932 г. обновленный «Коминтерн» поступил на госиспытания. Трактор успешно буксировал различные артсистемы и показал высокие скоростные и тяговые характеристики. Но имели место и недостатки: обрыв клапанов, прорыв прокладок головок цилиндров, обрыв сцепного прибора, поломка траков, обрыв направляющих штоков роликовой тележки, поломка балансира тележек.

Виноват стрелочник

В целом новый трактор признали перспективным, а отмеченные дефекты конструкции - потенциально устранимыми. Поэтому приказом НКТП №146 от 31 марта 1933 г. «Коминтерн» утверждался к серийному производству, а приказом РВС СССР №5249сс от 10 июня 1933 г. он был принят на вооружение. Однако «с апреля месяца работа по подготовке производства стала значительно падать т.к. тракторному отделу было добавлено в производство 100 шт. моторов «Коммунар». Кроме того, помимо совершенствования трактора «Коммунар» и работ по «Коминтерну», в 1933 г. завод был загружен и другими заказами, а именно — вел работы по дизелям БД-2 и БД-14, занимался совершенствованием конструкции танка БТ (простое перечисление работ в докладе военпреда заняло шесть листов). В итоге освоение «Коминтерна» перенесли на 1934 г.

Оглавление