Оглавление

РОЖДЕНИЕ «КОМИНТЕРНА»

В статье использованы иллюстративные и документальные материалы Г АРФ, РГВА, РГАСПИ и частных коллекций.

MchTruck138.jpg

С 1924 г. на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) им. Коминтерна по образцу германского трактора «Ганомаг» выпускались тракторы «Коммунар», широко использовавшиеся в Красной Армии и народном хозяйстве страны. Трактор непрерывно совершенствовался с целью повышения эксплуатационных параметров, однако резерв модернизации конструкции, по сути времен Первой мировой войны, не был бесконечен. Поэтому коллектив конструкторов ХПЗ приступил к созданию новой модели трактора.

Неудавшийся компромисс

Для замены трактора «Коммунар» на ХПЗ (ГХПЗ) во второй половине 1920-х гг. велось проектирование так называемого «промышленного трактора», который виделся как унифицированная для военных и народно-хозяйственных целей машина. Фактически он представлял собой дальнейшее развитие конструкции «Коммунара» с доработанными ходовой частью, силовой установкой, трансмиссией и отдельными агрегатами. Компоновка машины не претерпела особых изменений.

Конструктором нового образца стал Борис Никанорович Воронков, а сам трактор получил соответствующее наименование - «БНВ», или «Б.Н.В.».

31 декабря 1929 г. состоялось заседание НТК по IV секции тракторов и самоходных установок. Оценивая общий проект гусеничного трактора мощностью 50-60 л.с., выполненный на ХПЗ с учетом требований военного ведомства, специалисты отмечали: «...Трактор приближается к типу специального среднего трактора и представляет значительное усовершенствование по сравнению с изготовляемым заводом в настоящее время трактором «Коммунар». В виду этого необходимо выяснение пригодности трактора 50/60 в качестве специального среднего трактора».

Секция постановила: «Немедленно заказать ГХПЗ изготовление двух опытных экземпляров трактора по техническим заданиям составленным НТК УММ РККА, из них один должен быть изготовлен за счет имеющихся по смете НТК УММ РККА средств на производство опытных заказов стоимость другого трактора должна быть оплачена из кредитов имеющихся в распоряжении I отдела на постройку тракторов».

7 января 1930 г. был открыт опытный заказ на «6,5 тонный гусеничный трактор промышленного типа, с учетом требований военного ведомства». Сроком изготовления опытных тракторов определили сентябрь-октябрь 1930 г.

БНВ являлся гусеничным трактором, на котором устанавливался четырехтактный, четырехцилиндровый, вертикальный, тяжелого автомобильного типа двигатель внутреннего сгорания, который мог работать на керосине и бензине. При переходе на работу только на бензине изменялись размеры камеры сгорания (путем замены поршней), число оборотов и устанавливалась карбюрация для бензина.

Верхняя часть картера и рубашки цилиндров двигателя выполнялись заодно по моноблочной схеме, причем цилиндры двигателя были образованы запрессовкой в отливку блока чугунных направляющих гильз. Разъем картера помещался ниже оси вала. В верхней части картера на трех коренных подшипниках крепился коленчатый вал.

Нижний картер — съемный, «совершенно не связан с механизмами и служит исключительно резервуаром для стекающего масла». Наличие съемных боковых крышек и нижнего картера позволяло снять и вынуть шатун с поршнем через отверстия в боковых люках при снятом нижнем картере.

MchTruck139.jpg

Сборка первого трактора БНВ.

Оглавление