Оглавление

HrnFrs34092.jpg HrnFrs34093.jpg

Разрушение смотрового прибора и отрыв налобника при обстреле башни 37-мм бронебойным снарядом.

Места попадания 37- и 45-мм бронебойных снарядов в башню и борт Танка №1.

За все время войсковых испытаний комиссия оценивала удобство рабочих мест экипажа. Для этого экипажу требовалось производить все работы (наблюдение, прицеливание, стрельба и т.д.) при закрытых люках и в полностью укомплектованной машине. Ниже приведем результаты этих оценок:

1. Рабочее место водителя

Сиденье водителя по своим размерам, устройству и амортизации достаточно удобно. Горизонтальная подвижность сиденья по конструкции рассчитана приблизительно на 100 мм, но фактически возможна в пределах только 60 мм, что является недостаточным. Ограничение подвижности имеет место по направлению назад, благодаря чему сиденье не может быть приспособлено для водителя высокого роста. Ножные педали управления при крайнем заднем положении сидения расположены близко к нему, поэтому у водителя высокого роста ноги будут значительно сгибаться в коленных суставах. Рычаги борт. фрикционов расположены наоборот - очень далеко от сиденья: удаленность их от плечевых точек около 800 мм, что значительно превышает средние размеры длины рук, вследствие этого водитель при работе рычагами принимает согнутое положение и отрывается от спинки сиденья. Высота сиденья не соответствует высоте отделения управления. Расстояние от сидения до потолка не вполне обеспечивает свободного размещения водителя выше среднего роста. При росте 175 см. зазор между головой и потолком равен всего лишь 10 мм., что не вполне гарантирует от ушибов головы о верхний броневой лист.

Контрольные приборы расположены на передней стенке отд. управления и не требуют от водителя поворота головы. Освещение приборов осуществлено таким образом, что прямой свет лампочек не попадаете глаза водителя. Видимость приборов хорошая. Смотровых приборов у водителя три: один центральный и два боковых. По отношению к водителю расположены удобно, но по своему устройству не обеспечивают достаточной видимости (забиваются снегом, грязью и т.д.).

II.  Рабочее место стрелка-радиста.

Сиденье стрелка в отделении управления танком выполнено аналогично сиденью водителя. Размещение стрелка по отношению к пулемету нормальное. Наблюдение стрелка-радиста весьма ограничено, т.к. наблюдать он может только через прицельное отверстие в шаровой установке. Горизонтальная подвижность сиденья недостаточна, и само сиденье расположено высоко от днища, поэтому стрелок упирается головой в наклонный лист передней брони. Размещение боеукладки пулеметных дисков в нише у борта стесняет стрелка-радиста и уменьшает угол горизонтального обстрела из пулемета.

III.  Рабочее место командира танка.

1. Размещение командира в танке стеснено. Расстояние от гильзоулавливателя до упора левого плеча равняется 450 мм, т.е. несколько меньше средней ширины плеч. При наличии зимнего обмундирования стесненность командира еще больше.

2. Сиденье не дает вогнутости под тяжестью тела, поэтому положение командира недостаточно устойчивое.

3.  Сиденье недостаточно надежно фиксируется на кронштейне - имеет боковое качание.

4.  Пользование маховичками поворотного и подъемного механизмов башни и системы недостаточно неудобно. При перекрещивании рук, правая рука плотно прилегает к левой, вследствие чего проворачивание башни затруднено.

5.  Спусковая педаль расположена близко к сиденью. Нога находится в согнутом положении, что затрудняет движение ступни при пользовании педалью спуска. Необходимо усилить крепление ножного спуска сместив его влево с целью возможности постановки обеих ног на подставку и чтобы правая нога не зажималась гильзоулавливателем и казенной частью пушки.

6.  Окуляры ПТ-1 и ТОД расположены не в одной плоскости, что затрудняет пользование ими.

7.  К маховичку ТОД плохой доступ для наводки.

8.  Расположение рации в нише загружает командира танка, отвлекая его от непосредственной работы. Установленный в люке башни прибор кругового обзора не обеспечивает наблюдения, а также не защищен от поражения.

IV. Рабочее место заряжающего.

1.  По пунктам 1, 2 и 3 рабочего места командира аналогичные недостатки и на рабочем месте заряжающего.

2.  Отсутствие укладки пулеметных магазинов в башне не обеспечивает интенсивного ведения огня из спаренного пулемета.

У рабочих мест необходимо:

1.  Установить термоса для питьевой воды экипажу.

2.  Предусмотреть размещение неприкосновенного запаса продуктов питания экипажа и положенного ему имущества по табелю.

3. Предусмотреть установку захватов для распора рук и обшивку острых углов с целью защиты от ушибов головы при преодолении препятствий. [7]

На основании этого можно сделать вывод, что эргономика танка в целом не обеспечивала эффективной работы экипажа и требовала пересмотра по ряду вопросов. Также следует заметить, что конструкторы завода №183 изначально не предусмотрели размещение внутри танка запаса питьевой воды и неприкосновенного запаса продовольствия, что могло негативно сказаться на работе экипажа.

Оглавление