Оглавление

Гусеничный бронетранспортер БТР-50П обладал более совершенной конструкцией, но также не удовлетворял многим современным требованиям. По существу, он представлял транспортное средство для перевозки 20 человек, которые скученно размещались в средней части машины и, находясь в ней, не могли активно участвовать в бою. Спешивание десанта было затруднено. Стационарным (штатным) оружием БТР-50П не оснащался, а противопульная броневая защита была недостаточной. К тому же и подвижность машины (запас хода и скорость) оставляла желать лучшего. Аналогичные недостатки в части оружия, количества и размещения десанта имел и готовившийся к принятию на вооружение бронетранспортер ГАЗ-49 (БТР-60П).

HistBMP1006.jpg HistBMP1007.jpg

Бронетранспортер К-75, 1947 г.
Боевая масса — 7,5 т; экипаж и десант — 17 чел.; оружие: 1 пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 103 кВт (140 л.с); максимальная скорость — 40 км/ч.

Бронетранспортер ЗИЛ-153, 1957 г.
Боевая масса — 10 т; экипаж — 2 чел., десант — 16 чел.; оружие — отсутствует; броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 132 кВт (180 л.с); максимальная скорость: на суше — 90 км/ч, наплаву — 10 км/ч; колесная формула — 6x6.

HistBMP1009.jpg HistBMP1010.jpg

Бронетранспортер К-78, 1950 г.
Боевая масса — 10,8 т; экипаж — 2 чел., десант — 22 чел.; оружие: 1 пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 103 кВт (140 л.с.); максимальная скорость: на суше — 34 км/ч, на плаву — 9,7 км/ч.

Бронетранспортер ГАЗ-49 (БТР-60П), 1960 г.
Боевая масса — 9,8 т; экипаж — 2 чел., десант — 14 чел., оружие — отсутствует; броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 2х66 кВт (2x90 л.с.); максимальная скорость: на суше — 80 км/ч, на плаву — 10 км/ч; колесная формула — 8x8.

Все серийные и опытные образцы БТР (гусеничные К-75, К-78, «Объект 112» и колесные «Объект 1015»2, ЗИЛ-153), разрабатывавшиеся в 1946—1959 гг., предназначались для использования в качестве средств транспортировки мотострелков к полю боя. Поэтому их общая компоновка рассчитывалась на перевозку как можно большего количества личного состава, ограничивавшегося только конструкцией машины (от 16 солдат в БТР ЗИЛ-153 до 24 — в БТР «Объект 112»). Как правило, они не располагали стационарным оружием (за исключением БТР-152, К-75, К-78 и «Объект 112»), В результате на поле боя мотострелки были вынуждены передвигаться в пешем порядке за танками или как танковый десант «на броне» только со своим личным (носимым) оружием, как нередко делалось в годы Великой Отечественной войны. Однако в условиях применения ОМП такой способ передвижения пехоты на поле боя мог привести к неоправданным и преждевременным (даже до непосредственного соприкосновения с противником) потерям личного состава.

Таким образом, успешное решение задач пехотой было возможно лишь при обеспечении ей высокой подвижности, достаточно надежной защищенности от стрелкового оружия и поражающих факторов ОМП и при высокой эффективности огневого воздействия на противника. В связи с этим возникла необходимость создания специальной пехотной боевой машины (ПБМ), используя которую пехота сохраняла присущие ей особенности ведения боя и приобретала недостающие к этому времени защищенность и подвижность на поле боя. Однако отечественные военные специалисты считали совершенно неправильным рассматривать ПБМ лишь как средство взаимодействия пехоты с танками или как средство перевозки к полю и частично на поле боя. Новая машина должна была стать основным средством ведения боя пехотой в современных условиях, придать ей те положительные качества, которыми она отличалась от других родов войск и которые оправдывали ее существование. Особенно важным было иметь такие машины в танковых войсках.

Главной и руководящей тактической идеей ПБМ являлось целесообразное и органическое соединение первичных подразделений пехоты с бронетанковой техникой по принципу танка и его экипажа с той лишь принципиальной разницей, что экипаж ПБМ мог вести бой как находясь в машине, так и вне ее при поддержке штатного оружия, установленного на машине. Первоначально ПБМ представлялась в виде полностью бронированной (обязательно закрытой и герметизированной) подвижной плавающей машины высокой проходимости, вмещавшей необходимое количество бойцов. Экипаж (десант), находясь в машине, должен был иметь защиту от воздействия поражающих факторов ОМП и мог использовать свое личное оружие, а при действии на местности — возможность удобного и прикрытого спешивания. Помимо индивидуального стрелкового оружия десанта (мотострелков), на ПБМ требовалось установить более мощное стационарное скорострельное оружие с противотанковыми возможностями для обеспечения его поддержки в наступлении и устойчивости в обороне. Кроме того, по воспоминаниям старейшего сотрудника Главного бронетанкового управления (ГБТУ) полковника в отставке Г.Б. Пастернака, в свое время курировавшего эти боевые машины, «...она должна была быть для мотострелка родным домом: там дополнительные боеприпасы, сухие пайки, какая-то одежонка, личные вещички. Она должна не только высадить мотострелка, в том числе на ходу, но и подобрать его с поля боя, взять раненого, уметь поддержать его продвижение огнем, находясь за наступающими, и многое другое».

HistBMP1008.jpg HistBMP1011.jpg

Десант «на броне» танков Т-34-85 и Т-54Б.


2 Краткие ТТХ БТР «Объект 1015», 1959 г.: боевая масса — 10,52 т; экипаж — 2 чел., десант — 19 чел.; оружие отсутствует; броневая защита — противопульная; мощность двигателя — 132 кВт (180 л.с.); максимальная скорость: на суше — 74,5 км/ч, на плаву — 10,7 км/ч; колесная формула — 8x8.

Оглавление