Оглавление

2S7002.jpg 2S7003.jpg

САУ 2С7 «Пион».

САУ 2С7М «Малка»

При разработке самоходной установки дальность стрельбы была установлена не менее 35 км, а скорость движения — не менее 50 км/ч. Размещение и обеспечение работы орудия высокой мощности потребовало соответствующих размеров корпуса и шасси, в результате САУ 2С7 «Пион» оказалась не только одной из самых мощных самоходных установок, но и самой крупной из современных серийных бронированных машин. Разработчикам пришлось решать немало трудных задач, чтобы обеспечить машине высокие ходовые качества и устойчивость при стрельбе. Но они были под силу конструкторам и артиллерийских систем, и самоходов с их богатым опытом.

Основные тактико-технические характеристики САУ 2С7 «Пион»

Масса, т

46,5

Калибр орудия, мм

203,2

Углы наведения:

- по вертикали

0-60°

- по горизонтали

15°

Максимальная дальность стрельбы, км

37,5

Минимальная дальность стрельбы, км

8,4

Масса осколочно-фугасного снаряда, кг

110

Скорострельность, выстр./мин

До 2,5

Кучность боя, вероятное отклонение при стрельбе

на максимальную дальность

1/264-4/513

Возимый боекомплект, выстр.

8

Типы снарядов

Фугасный, осколочно-фугасный, специальный

Время перевода из походного положения в боевое, мин

5

Расчет, чел.

6

Мощность двигателя, л.с.

780

Максимальная скорость хода, км/ч

51

Запас хода по шоссе, км

500

Угол преодолеваемого подъема

25°

Угол крена

15°

Глубина преодолеваемого брода, м

1,2

Среднее удельное давление на фунт, кг/см2

0,78

Опытные конструкторы кировского КБ-3 Н.В. Курин, К.Н. Ильин, а также молодые специалисты А.И. Карабанов, В.Л.Лопаткин, А.А. Магденко, В.П. Яковлев, А.Г. Янсон, А.К. Колубалин блестяще решили задачу создания самоходной пушки нового поколения. В ходе работ родилось множество принципиально новых технических решений, характеризующих прогрессивные взгляды и качественные достижения в области конструирования мощных САУ. В частности, впервые в практике был спроектирован механизм заряжания, обеспечивающий проведение операции заряжания орудия без его приведения на фиксированный угол. При этом механизм заряжания обеспечивал перемещение снаряда на линию досылания без промежуточных перегрузок снаряда, а применение в нем автоматических гидравлических устройств существенно повысило надежность работы всего устройства.

Возможность вести стрельбу без выключения подрессоривания обеспечило сошниковое устройство и опускаемые на грунт направляющие колеса. Заглубление сошника производится без применения ручного труда и ускоряется за счет зубьев рыхлителей.

Запас динамической устойчивости пушки позволяет вести огонь прямой наводкой на заряде №3 без использования сошника, что очень важно при быстрой подготовке к стрельбе и при возимых боеприпасах. Полная подготовка к стрельбе с марша обеспечивается за 5—6 мин.

Впервые в отечественной практике корпус САУ выполнен из двухслойной брони с высокой прочностью и пуленепробиваемостью. Благодаря высокой механизации количество членов боевого расчета соответствует расчету орудий малого и среднего калибра. Члены боевого расчета располагаются в отделении управления в носовой части корпуса (вынесено за гусеничный обвод) и в среднем отделении, что позволило создать для них достаточно комфортные условия при движении машины.

В машине установлен автономный дизель-агрегат с генератором и гидронасосом, что позволяет обеспечить всю САУ необходимой энергетикой, сохраняя моторесурс ходового двигателя. Ходовая часть «Объекта 216» выполнена на основе узлов танка Т-80.

Пройдя обширные войсковые и государственные испытания, 2С7 «Пион» была принята на вооружения в 1976 г. Разработка САУ была удостоена Государственной премии, лауреатами которой стали, в том числе, и специалисты КБ-3 Кировского завода А.И. Карабанов и БЛ. Богданов.

От «Пиона» — к «Малке»

В дальнейшем САУ 2С7 «Пион» подвергалась модернизации, результатом которой стала усовершенствованная конструкция под названием «Малка» (еще одна традиция ГРАУ — шифры разработок давать по именам рек). Она поступила на вооружение в 1983 г. под индексом 2С7М.

Наиболее важные усовершенствования касались артиллерийской части - новые выстрелы со снарядами повышенного могущества действия, автоматический прием данных для стрельбы и уточненный расчет поправок, повысившие точность стрельбы. Особо следует подчеркнуть, что усовершенствованный механизм заряжания с автоматическим программным управлением позволил реализовать высокие скорости досылки и реверса и, главное, осуществлять заряжание при всех углах наведения. Впервые в мировой практике механизм заряжания был оснащен системой контроля досылки снаряда в автоматическом режиме. Усовершенствовано и шасси («Объект 216М»). В ходовой части подняли ресурс пробега до 10000 км. Усовершенствование приводов ленивца и сошника позволило опускать их на фунт без предварительного ослабления натяжения гусеничных лент. Появились встроенные системы регламентного контроля с автоматическим непрерывным действием. За счет применения двигателя В-84Б мощностью 840 л.с. существенно возросла подвижность машины. Таким образом, 2С7М «Малка» стала удовлетворять требованиям к перспективному вооружению на период до 2010 г., что официально признано Министерством обороны РФ.

Оглавление