Оглавление

Унифицированное самоходное гусеничное шасси ЗРС С-300В

Практически одновременно с разработкой САУ 2С7 КБ-3 Кировского завода получило задание на разработку унифицированного гусеничного шасси для средств зенитной ракетной системы С-ЗООВ. ЗРС С-300В создавалось как средство ПВО фронтового звена и предназначалось для уничтожения аэродинамических и баллистических целей, включая баллистические ракеты наземного (типа «Ланс», «Першинг») и авиационного (типа SRAM) базирования, крылатые ракеты, самолеты стратегической и тактической авиации, постановщики помех. Задачи, ставившиеся перед ЗРС, накладывали на базовое шасси определенные требования:
-  грузоподъемность не менее 20 т при общей массе не более 48 т;
-  высокая маневренность и проходимость;
-  максимальная унификация узлов шасси для всех видов средств;
-  способность обеспечивать функционирование всех систем в условиях химического и радиационного заражения.

Все эти требования были обеспечены в семействе самоходных гусеничных шасси (СГШ) для средств С-300В, в которое вошли:
-  пусковая установка легких ракет 9А83 - шасси «Объект 830»;
-  пусковая установка тяжелых ракет 9А82 - шасси «Объект 831»;
-  радиолокационная станция кругового обзора 9С15 - шасси «Объект 832»;
-  многоканальная станция наведения ракет 9С32 - шасси «Объект 833»;
-  радиолокационная станция секторного обзора 9С19 - шасси «Объект 833-01»;
-  командный пункт 9С457 - шасси «Объект 834»;
-  пуско-заряжающие машины 9А84 и 9А85 - шасси «Объект 835».

2S7004.jpg 2S7005.jpg 2S7006.jpg

Самоходное шасси комплекса С-300В, пусковые установки 9А83 («Объект 830») и 9А82 («Объект 831»).

2S7007.jpg 2S7008.jpg

Пуско-заряжающая машина 9А85 («Объект 835») и РЛС кругового обзора 9С15М («Объект 832»).

Средства системы С-300В на базе перечисленных СГШ имеют максимальную скорость хода 51 км/ч (согласно техусловий, реально - до 55-60 км/ч), минимальный радиус поворота 5,5 м. Максимальная длина шасси — 11,5 м, максимальная высота -3,8 м, удельное давление на грунт - 0,84 кг/см2. При отсутствии дорог с твердым покрытием СГШ обеспечивают движение в песках, рыхлых грунтах, на заболоченных участках, преодолевают водные преграды глубиной до 1,2 м и целину со снежным покровом толщиной до 0,5 м.

Моторно-трансмиссионные отделения СГШ ЗРС С-300В и САУ 2С7 унифицированы, но на «Объектах 830-835» по условиям компоновки МТО расположено в кормовой части. Ходовая часть СГШ ЗРС С-300В выполнена с использованием узлов ходовой части танка Т-80, установлен многотопливный дизель В-46 (позднее В-84). Система охлаждения эжекторного типа обеспечивает работу двигателя со 100%-ной загрузкой при температурах воздуха до +40°С и с 80%-ной — при температурах до +50°С, а оригинальный предпусковой подогреватель обеспечивает надежный разогрев и запуск двигателя при температурах до -50°С.

На шасси имеется система автономного энергоснабжения с приводом от газотурбинного двигателя, обеспечивающая питание потребителей переменным (220В/400 Гц) и постоянным (24 В) током, имеется и дублирующий генератор, который приводится от маршевого привода. Шасси оснащено средствами связи, фильтровентиляционной установкой. На первых шасси была смонтирована турбохолодильная установка для охлаждения аппаратных отсеков, но потом от нее отказались по соображениям экономии. Для охлаждения обитаемых отсеков (кабины экипажа и мест операторов) установлен кондиционер.

За разработку СГШ ЗРС С-300В заместитель главного конструктора КБ-3 А.А. Магденко был удостоен Ленинской премии.

Первые образцы шасси изготовили на Кировском заводе, а их серийное производство было организовано на Липецком тракторном заводе.

С момента принятия на вооружение в 1983 г. система С-300В (а с ней и СГШ) прошла ряд модернизаций и по-прежнему является востребованной как Министерством обороны РФ, так и за рубежом.

2S7009.jpg 2S7010.jpg 2S7011.jpg

РЛС секторного обзора 9С19М2 («Объект 833-01»), многоканальная станция наведения ракет 9С32 («Объект 833») и командный пункт 9С457 («Объект 834»).

Оглавление