Оглавление

6 декабря 1912 года командир «Буйного» был произведен в капитаны 2 ранга, а в мае 1913-го было получено новое назначение — командиром эскадренного миноносца «Уссуриец». В том же году произошло событие, которое говорит о высоком авторитете Александра Владимировича на флоте: приказами Командующего морскими силами Балтийского моря было объявлено, что он избран в Судьи Состава Суда чести для штаб- и обер-офицеров Балтийского флота.

«Уссуриец» входил в состав 1-го дивизиона 1-й минной дивизии. В числе командиров эсминцев дивизиона было три будущих Начальника Минной дивизии: командир «Пограничника» А.Л. Колчак, командир «Гайдамака» М.А. Кедров и А.В. Развозов, который, командуя «Уссурийцем», и встретил Первую мировую войну.

Как и ожидалось, основная тяжесть «боевой работы» легла на плечи легких сил — миноносцев и подводных лодок. Обстановка военного времени быстро выдвинула Александра Владимировича среди товарищей, и к концу кампании 1914 года он уже командовал пятым дивизионом, а 4 мая 1915 года «Высочайшим приказом по Морскому ведомству было утверждено его назначение начальником 9-го дивизиона эскадренных миноносцев». Сохранились документальные свидетельства об этом периоде службы А.В. Развозова, в достоверности и искренности которых трудно усомниться. Это письма командира одного из эсминцев дивизиона, капитана 2 ранга Д.И. Дарагана, своей жене Нине Александровне. Вот короткие выдержки из них:

«13 мая... вопрос (о назначении — В.Ф.) почти кончен — вместо Якубовского на «Деятельный» ...говорят — хорошие миноносцы, а главное, начальник дивизиона Развозов, глубоко почтенный человек».

«13 августа... Докладывая сегодня Ал.(ександру) Вл.(адимировичу) про тот случай с арестом. Он ничего не сказал, но вызвал для беседы этого нижнего чина. Я не знаю, что из этого вышло. Спрошу при случае, но это очень хорошо с его стороны. Вообще по отношению к нижним чинам он очень человечен, и мне нравится».

«4 сентября... Утром был у Развозова, рассказал про вчерашний дозор. Снял рисунок пером: «Слава» и наши миноносцы с немецкими всплесками. Оказывается, что он прекрасно рисует».

«6 сентября. Стенка у Аренсбурга... сегодня подошли сюда все вместе, ошвартовались и сделали парад. Я ничего не успел сделать к осмотру корабля, но Развозов здоровался, опрашивал претензии и пригласил всех капитанов обедать. Настроение хорошее».

А корабли дивизиона, по свидетельству Д.И. Дарагана, «служили» и «работали». За этими словами по цензурным соображениям укрывалась суть боевой деятельности миноносцев, которые «ставили мины, гонялись за подлодками, обстреливали занятые немцами берега, конвоировали большие суда «и «вечно грузили уголь — тяжелая и грязная работа».

На исходе 1915 года начальник 9-го дивизиона эскадренных миноносцев, только что произведенный в капитаны I ранга, «за подвиги мужества и храбрости, связанные с выполнением или содействием в выполнении опасных операций, имеющих большое боевое значение, был пожалован Георгиевским оружием». А в марте 1916-го личный состав дивизиона проводил своего любимого начальника к новому месту службы.

К началу войны на Балтике был лишь один современный эсминец — «Новик». Корабли этого типа в разных стадиях постройки находились на верфях Петрограда и Ревеля. В кампанию 1916 года Флот вступал, имея уже два дивизиона «новиков». В командование одним из них и вступил А.В. Развозов. В состав дивизиона входили эскадренные миноносцы «Летун», «Десна», «Азард» и «Самсон», которые активно включились в боевую жизнь флота.

Год 1916-й заканчивался для начальника 2-го дивизиона эсминцев награждением орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом «за отличия в делах против неприятеля» Тогда же ему было поручено временно исполнять обязанности флаг-капитана по оперативной части Штаба Командующего флотом. А на пороге уже стоял год 1917-й.

Кровавые эксцессы в Кронштадте и Гельсингфорсе в начале марта, унесшие жизнь десятков офицеров, в том числе и с кораблей  Минной дивизии, обошли стороной дивизионы «новиков».

С первых же дней революции начался лавинообразный процесс перемещений командного состава флота.

Оглавление