Оглавление

И если дело не доходило до насильственных действий, то этому в немалой степени способствовали те из пленных офицеров, которые, получив свободу собственных передвижений, использовали ее для посещения своих бывших подчиненных. И в том внимании, с каким «эти  люди относились к словам своих бывших начальников явно сказывалось доверие к ним, несомненно заслуженное не только совместной боевой службой, но и тем, что они добровольно разделили с ними общую судьбу заключения в плену».

15 января 1906 года при освобождении из плена в Нагасаки А.В. Развозов был по приказанию начальника морской эвакуационной комиссии командирован в город Хамадеру «для раздачи денег остающимся 4000 пленных матросов, успокоения волнений между ними и возвращения в Россию с последним эшелонном матросов». Ему же было поручено составление строевых списков пленных и опрос претензий. Трудно сказать, где потребовалось больше выдержки и самообладания молодому лейтенанту - под градом японских снарядов в бою или под взглядами четырех тысяч пар глаз разгневанных соотечественников.

Это назначение говорит не только и не столько о мужестве Александра Владимировича, сколько о его умении строить свои взаимоотношения с подчиненными, основанном не на дешевом заигрывании и панибратстве, а на искреннем уважении «нижнего чина» как человеческой личности.

Успешно выполнив первую часть ответственного поручения, лейтенант Развозов во главе последнего «эшелона запасных матросов в 1200 человек» 11 февраля 1906 года отбыл из Владивостока в Сызрань. Движение по Великому сибирскому пути было не менее опасным делом, чем прорыв из осажденного Порт-Артура, на станциях и полустанках кипели революционные страсти. Для старшего минного офицера с погибшего «Ретвизана» война все еще не закончилась, как не закончилась она и в доме 38 по Господской улице в Кронштадте, где сердце Каролины Федоровны Развозовой четвертый год сжималось в тревоге за судьбу любимого сына.

Исполнив до конца свой воинский и человеческий долг, А.В. Развозов 6 апреля «явился в наличие 10-го флотского экипажа». Снова служба в Кронштадте, преподавание в минной школе Учебно-минного отряда. Однако весна следующего года принесла новое назначение.

Шла работа по возрождению Балтийского флота, эскадры которого покоились на дне в гавани Порт-Артура и в Цусимском проливе. Новые корабли, как и прежде, строились не только на отечественных верфях, но и за границей. 5 марта 1907 года лейтенант Развозов, назначенный старшим минным офицером броненосного крейсера «Рюрик», отбыл в Англию для наблюдения за постройкой корабля «по своей части».

В том же году в жизни Александра Владимировича произошло знаменательное событие: 20 октября он «вступил в первый законный брак» с Марией Александровной Остен-Дризен. Проходя службу на «Рюрике», А.В .Развозов, зачисленный 6 декабря 1907 года в старшие лейтенанты, не оставлял преподавательской деятельности в Минной школе.

С декабря 1909-го Александр Владимирович «исправлял должность» старшего офицера «Рюрика», а весной 1911-го в составе комиссии, утвержденной морским министром, принимал теоретический экзамен у офицеров-слушателей Минного офицерского класса. В том же году старший лейтенант Развозов принял первый в своей жизни корабль — эскадренный миноносец «Бурный». С этого момента судьба его неразрывно связана с Минной дивизией.

Уже маячил призрак новой войны, и балтийцы во главе со своим неутомимым вождем Н.О. Эссеном готовились остановить натиск врага «не числом, а умением». С ранней весны и до глубокой осени корабли флота бороздили море, совершенствуя свое боевое мастерство. Больше всех доставалось любимцам Николая Оттовича — эскадренным миноносцам. Их командиры учились плавать в Финских шхерах без лоцманов и во всякую погоду, скрытно ставить мины «под носом» у противника и многому другому, что так пригодилось уже через три года. Подавляющее большинство флагманов и капитанов прошло эту «школу Эссена» на заливаемых волной и продуваемых всеми ветрами мостиках эсминцев.

Оглавление