Оглавление

MMNevZ05011.jpg

"Бедовый" в походе.

Ремонт миноносцев затянулся, и только 26 декабря отряд, официальное название которого «Догоняющий отряд» остроумные французы заменили в газетах на «отстающий», наконец вышел из Суды, взяв курс на Порт-Саид. В Джибути отрад прибыл достаточно поредевшим. «Прозорливый» и «Пронзительный» пришлось оставить в Средиземном море из-за неисправностей котлов и машин. В Джибути остался «Резвый», потерявший лопасть винта и имевший также много неисправностей в машинах и котлах. Ему предстояло вернуться на Средиземное море с каким-либо угольным пароходом, который удастся зафрахтовать в качестве конвоира. В составе отряда остались лишь «Громкий» и «Грозный» , механизмы которых были еще в относительно исправном состоянии. 20 ноября 1905 г. «догоняюще-отстающий» отряд покинул Джибути и первого февраля соединился наконец с главными силами в бухте Носи-Бэ. Оба миноносца, «Громкий» и «Грозный», вошли во второе отделение миноносцев.

Покинув Носи-Бэ, эскадра приступила к отработке совместного плавания, однако корабли практически не выдерживали своего места в строю. Не последнюю роль при этом играли миноносцы, их изношенные механизмы не позволяли зачастую поддерживать даже эскадренный ход. Терпение командующего лопнуло, и он приказан снова взять их на буксир. Этот маневр занял порядка полутора часов, после чего движение продолжилось. Но что это было за движение! Буксиры постоянно рвались. Испортившаяся погода еще больше затруднила буксировку. Лопнувшим буксиром на «Быстром» повредило тумбу 75-мм орудия. 10 марта на «Громком» серьезно сломался руль. Для его исправления пришлось спускать водолазов, причем из-за большого количества акул вокруг миноносца на палубе стояли с винтовками матросы, готовые «в случае необходимости защитить водолаза». Погрузки угля превращались в настоящие пытки. Миноносцы грузили от 75 тонн (на «Бедовом») до 40 тонн (на «Быстром»). При этом все орудия и минные аппараты на миноносцах закрывались чехлами и оборачивались брезентом, во избежание попадания в них угольной пыли и кусков угля. В таком же положении, «очень далеком от боевой готовности», находились во время угольной погрузки и остальные корабли эскадры.

По мере движения от командиров миноносцев в штаб командующего поступало все больше и больше заявлений о повреждениях. «Сколько возни с этими маленькими суденышками», - с горечью писал флагманский инженер эскадры Е.С. Политовский. Реакцией З.П. Рожественского стал приказ по эскадре, в котором, обвинив командиров миноносцев в «нерадивости и невнимании», командующий эскадрой предупредил, что «миноносцы до сего времени буксировались или работали самыми малыми ходами для того, чтобы дать командирам их возможность осмотреться и привести в полный порядок котлы и механизмы; теперь же начинается активная боевая служба миноносцев, которая может потребоваться от них каждую минуту...». Однако эти грозные приказы уже мало действовали на измученных людей. Побывавший на «Громком» флагманский корабельный инженер Е.С. Политовский писал: «Удивляюсь собачьей жизни на миноносцах. Качает нещадно. Грязно, летит сажа из труб, тесно. Вдобавок ко всему отчаянная еда...» - и как пример приводил случай, когда на этом миноносце на всех офицеров оставалось четыре сосиски. К счастью, выручили офицеры с транспорта «Камчатка». «Меня удивляет, - писал он дальше, - что офицеры смотрят на такую голодовку совершенно спокойно».

Оглавление