Оглавление

Но как только появились подводные лодки, он первый стал поощрять их строительство. Последний из крупных флотов, германский, все-таки в 1903 году приступил к строительству подводных лодок, после того как в начале 1902 года инженер Эквилей (по другим источникам, Д. Экуевиллей) сблизился с Фридрихом Круппом в Эссене и предложил, чтобы эта грандиозная германская фирма воспользовалась его экспериментальной работой и изысканиями по постройке подводных лодок. К этому времени Крупп приобрел верфь "Германия" в Гаардене близ Киля. Предложение Эквилея, касающееся постройки подводных лодок, было поэтому направлено в Киль, в техническое бюро, для рассмотрения и отзыва. Мнение бюро было благоприятным.

В феврале 1902 г. "Германия-верфь" начала работать над проектом небольшой экспериментальной подводной лодки. Эта лодка была построена на средства фирмы, по ее собственной инициативе и на свою ответственность. Считали, что фирма Круппа должна получить первоначально некоторые практические знания в отношении постройки подводных лодок и приобрести средства для ведения исследовательской работы в области проблем плавания под водой. С полученным таким образом опытом мог быть сделан следующий шаг вперед — к постройке больших лодок. Экспериментальная лодка была заложена в июле 1902 г. и строилась под большим секретом, хотя в ее конструкции не было ничего оригинального. С технической точки зрения крупповская лодка 1902 г. представляла собой очень небольшой прогресс по сравнению с лодкой "Gymnote", построенной по проекту французского инженера Густава Зеде в 1886 г.

"Форель" (так назвали лодку) имела 15,5 т надводного и 17 т подводного водоизмещения; ее средствами движения были аккумуляторные батареи и электромотор мощностью в 65 л. с. На поверхности лодка ходила со скоростью 4,5 узла, под водой — 3,5 узла, могла погружаться на 30 м и имела радиус действия около 30 миль. Вооружение лодки состояло из двух наружных трубчатых ТА калибром 450 мм без запасных торпед. Первые испытания были проведены в июне 1903 г. Месяцем позже успешно произвели подводный пробег и атаку щита, поставленного на якорях в 3 милях от места выхода подводной лодки. "Форель" также успешно произвела демонстрационный пробег перед германским императором. 23 сентября 1903 г. принц Генрих Прусский сделал на ней короткий переход. Видимо, ее демонстрировали также перед германским морским командованием. О лодке говорили, что она представляет собой успех во всех отношениях, кроме одного пункта: она никогда не могла достичь проектной скорости.

В январе 1904 г. началась русско-японская война. К началу войны в русском флоте имелась всего одна боеспособная субмарина "Дельфин". Поэтому морское ведомство России бросилось лихорадочно заказывать подводные лодки в различных странах. Не обошли стороной и Германию. 6 марта 1904 г. доверенный фирмы "Фридрих Крупп" К. Л. Вахтер выступил с предложением о постройке на заводе "Германия-верфь" в Киле для российского флота еще трех подводных лодок. 22 мая 1904 г. контракт был подписан с предложением владельцу фирмы подарить экспериментальную лодку в знак признательности за выгодную сделку. Крупп не стал возражать, тем более, что лодка уже сыграла роль рекламы. "Форель" отправили во Владивосток.

Оглавление