Оглавление

Опыт плаваний боевых кораблей в ограниченной акватории Черного моря подсказал Афанасьеву мысль о возможности существенного изменения формы подводной части черноморских судов, придав им более острые обводы. Аргументируя свое предложение, Афанасьев писал: «На Черном море флот плавание имеет от своих берегов не в большой отделенности, провизии и других припасов не только в половину, но третьей части против петербургских довольно, и потому можно здешние корабли строить в подводной части гораздо остродонные, которые в плавании удобнее нежели нынешние, да и штормы на море выдерживать будут надежнее» [3], но затем было решено опробовать новые обводы подводной части на одном из линейных кораблей. Им стал спроектированный С.И. Афанасьевым и построенный почти одновременно с «Богоявлением» 66-пушечный корабль «Св.Троица» 3. Сопоставление мидель-шпангоутов этих практически одинаковых по своим размерениям линейных кораблей наглядно показывает различия формы подводной части их корпусов. Меньшая величина коэффициента общей полноты обусловила меньшее водоизмещение «Св. Троицы» по сравнению со «Славой Екатерины» и «Богоявлением Господним». Это, в свою очередь, повлекло необходимость снижения весовой нагрузки, что было достигнуто, в частности, за счет уменьшения калибра орудий нижнего дека. Непривычная «острокильность» «Св. Троицы» проявилась уже в процессе ее достройки. «Хотя нижнего деку пушек и не было поставлено и провианту только малая часть положена была, также один лаг бочек был, а оный (то есть корабль — прим. авт.) уже был в грузу 17 фут ахтерштевень и 15 фут форштевень», — свидетельствовал командовавший в этот период «Св. Троицей» П.Л. Данилов [9]. Корабль не выявил ожидаемого улучшения ходовых качеств, которые, правда, никто специально не исследовал в связи с отставкой С.И. Афанасьева. Однако он имел хорошую остойчивость., что подтверждают результаты ее опытного определения особой комиссией в 1798 г. [3].

Последним кораблем, построенным по проекту Афанасьева, явился 90-пушечный «Св. Павел», остававшийся до начала 19-го века самым крупным кораблем Черноморского флота Проект корабля разрабатывался в 1790 г., когда продолжающаяся война с Турцией потребовала усиления флота крупными судами, способными на равных сражаться с многопушечными. флагманскими кораблями противника [10]. «Св. Павел» проектировался по той же схеме, что и его предшественник «Иосиф II», то есть с баком, квартердеком и югом, и практически тех же размерения. Наличие юта, от которого отказались впоследствии на «Иосифе II», объяснялось стремлением обеспечить возможность размещения на корабле максимального числа орудий. Опыт сражений с превосходящим по численности и огневой мощи турецким флотом выявил необходимость усиления кораблей путем увеличения количества и калибра орудий. Это, видимо, и явилось причиной распоряжения кн. Г.А. Потемкина от 26 апреля 1790 г. в адрес Афанасьева, где, в частности, говорилось: «Где погонные и отступные порты не заняты, тамо поставить (орудия — прим. авт.); где нет ютов, надделать» [5]. На юте «Св. Павла» первоначально предусматривалось разместить четыре четвертьпудовых единорога. Корабль, заложенный в Николаеве уже после войны, строился долго и с различными осложнениями, вызванными нехваткой материалов и платежных средств. Построенный, казалось бы, по ординарному проекту, «Св. Павел» в первых же плаваниях проявил прекрасные ходовые качества, высокую остойчивость, послушность в управлении, подтвердив тем самым еще раз талантливость его создателя. Для вице-адмирала Ф.Ф. Ушакова этот корабль являлся своего рода эталоном, с которым он сопоставлял мореходные качества других кораблей эскадры.

Новый этап совершенствования конструкции линейных кораблей начался с назначением на должность ведущего корабельного мастера Черноморского адмиралтейского правления А.С. Катасанова, сменившего в 1792 г. Афанасьева. Смена корабельных мастеров совпала по времени с разработкой новых штатов Черноморского флота. Проект штатного расписания предусматривал замену кораблей 66-пушечного ранга 74-пушечными, имевшими большую концентрацию артиллерии. Не дожидаясь утверждения новых штатов, Катасанов, пользовавшийся всемерной поддержкой со стороны председателя Черноморского правления вице-адмирала Н.С. Мордвинова, разработал чертежи, по которым заложил на Херсонской верфи два 74-пушечных корабля оригинальной конструкции, ставших заметным явлением в истории развития русского линейного флота.


3 — До 24 августа 1791 г. корабль назывался «Сошествие Св. Духа».

Оглавление