Оглавление

Использование камелей при постройке кораблей на Херсонской верфи усложняло и удорожало процесс их создания, но, с другой стороны, существенно снижало ограничения в отношении размеров кораблей. Еще в мае 1779 г. Селянинов сообщал в адмиралтейскую коллегию свои предложения по постройке 66-и даже 74-пушечных кораблей вместо 60-пушечных [3]. Весной 1780 г. правительство приняло решение строить на Херсонской верфи 66-пушечные корабли «штатной пропорции», такие же, как и для Балтийского флота. Укрупнение кораблей позволяло прежде всего усилить их артиллерию, причем не только за счет числа орудий, но и, что более существенно, увеличения их калибров. Если на кораблях первого проекта предусматривалось установить на нижнем деке 24-футовые пушки, то корабли 66-пушечного ранга должны были иметь 30-фунтовые орудия.

7 июля 1780 г. корабельным мастером С.И. Афанасьевым, сменившим В. Селянинова, в Херсоне были заложены первые два корабля 66-пушечного ранга [б], получившие впоследствии названия «Слава Екатерины» и «Св. Павел». Правительственным указом, подписанным в марте 1781 г., намечалось построить для Черноморского флота двенадцать таких кораблей [4]. Однако необходимость иметь в составе флота кроме обычных, «Партикулярных» линейных кораблей, более мощные флагманские обусловила принятие весной 1784 г. решения о постройке 80-пушечных кораблей [3]. Утвержденные 13 августа 1785 г. штаты Черноморского флота предусматривали постройку двух 80-пушечных кораблей взамен двух 66-пушечных [7].

Конструктором и строителем 80-пу-шечного корабля, названного при спуске 15 мая 1787 г. «Иосиф II» 2, являлся корабельный мастер С.И. Афанасьев. При длине по нижней палубе 54,86 м, ширине (без обшивки) 14,94 м и глубине интрюма 6,2 м корабль имел водоизмещение 2874,3 т. Спроектированный по классической схеме двухдечных линейных кораблей того времени «Иосиф II» имел бак, квартердек и ют. Однако летом 1788 г. для улучшения его мореходных качеств и управляемости было предписано ют снять [3].

Успешная постройка и спуск 80-пушечного корабля подтвердили возможность создания на херсонской верфи и более крупных судов. Афанасьевым был спроектирован 100-пушечный корабль двухдечного типа, постройку которого намечалось начать в 1787 г. [5]. Однако, начавшаяся в августе того же года война с Турцией помешала реализации этого намерения.

Согласно штатному положению основу линейного флота на Черном море должны были составить корабли 66-пушечного ранга. К началу русско-турецкой войны 1787-1791 гг. по балтийскому образцу было построено пять единиц из десяти назначенных в состав флота. В дальнейшем от их закладки отказались, и по инициативе С.И. Афанасьева стали вестись поиски варианта корабля такого же ранга, но отвечавшего бы в большей мере условиям плавания на Черном море. Первым таким кораблем стал 66-пушечный «Богоявление Господне», оказавшийся одним из лучших судов Черноморского флота того периода. От своих предшественников он отличался несколько измененной формой подводной части корпуса, скругленной передней частью бака, что позволяло разместить большее число погонных орудий. «Богоявление» имел мощное артиллерийское вооружение, по калибрам орудий соответствовавшее кораблю 80-пушечного ранга. В общем, новый корабль получился весьма удачным, с прекрасными ходовыми качествами [8], хорошей остойчивостью, что неоднократно отмечалось служившими на нем командирами, а также специальной комиссией под председательством адмирала Ф.Ф. Ушакова [3].


2 — С 15 марта 1790 г. стал называться «Рождество Христово».

Оглавление