Оглавление

Выгода новой системы заключалась в том, что, во-первых, повышалась точность изготовления, во-вторых, собрать каркас и шаблон можно было достаточно быстро, так как для этого не требовалось специальных оборудования и материалов, как в случае с броневыми плитами.

Первоначально толщина вертикальной броневой защиты башни намечалась в 10 дм. Однако во избежание перегрузки ее уменьшили до 8 дм, оставив 10 дм только на задней стенке для того, чтобы получить уравновешенную установку*.

Броневая защита подачных труб была уменьшена с 9 дм до 5 дм. В результате вес носовой установки уменьшился на 69,5 т и составил 476,5 т, а кормовой — на 66,5 т и получилось соответственно 471,5 т.

Крыша башни имела выпуклую форму и толщину 2,5 дм. Она располагалась на нескольких продольных и поперечных бимсах, связанных между собой дополнительной кольцевой связью. На крыше устанавливались рубки башенных комендоров и башенного командира, а также как продолжение амбразур имелись отверстия, закрытые съемными вкладышами, для стрельбы на больших углах возвышения.

Станок был спроектирован по новой системе, правда, качающуюся раму оставили прежнего типа. То есть она состояла из двух продольных стальных балок, связанных передним и задним кольцами. На орудие надевалась обойма, а ось цапф качающейся рамы в накатном положении орудия помещалась в общем центре тяжести всей качающейся системы. Два компрессора располагались под орудием с двух сторон воздушного накатника.

Цилиндры компрессоров и накатника при откате оставались неподвижными, а их штоки откатывались вместе с орудием.

Таким образом, при откате орудие вдвигало штоки компрессоров в цилиндры, контрштоки при этом входили в полости штоков. Уничтожение силы отката происходило проталкиванием масла через кольцевой канал переменного сечения, который был образован конусной поверхностью контрштока и задним срезом штока компрессора.

Кроме того, жидкость имела возможность перетекать через радиальные каналы. Шток накатника входил в цилиндр, сжимая при этом находящийся там воздух, который по окончании отката возвращал шток в прежнее положение, то есть производил накат. Торможение наката производилось игольчатым клапаном, который в положении у борта был зажат упором переднего связного кольца, но при откате под действием пружин выдвигался. В конце наката упор вталкивал клапан на прежнее место, постепенно закрывая перепускной канал. Для того, чтобы оставить орудие на откате, надо было закрыть клапан.

Торможение в конце наката было важным положительным моментом в работе станка, так как скорость наката была очень большой. Во время заводских испытаний накат совершался за 1 — 1,5 сек. В целом новая система показала себя с самой лучшей стороны. По отзыву старшего артиллерийского офицера линкора "Андрей Первозванный", "компрессоры во время стрельбы действовали великолепно. Откат — быстрый и мягкий и накат — без всякого удара".


* Уравновешенная установка — это установка, в которой центр тяжести совпадает с осью вращения.

Оглавление