Оглавление

В новой конструкции перемещались гнезда зарядника, так как сам зарядник был связан с орудием. Таким образом были изъяты десять отдельных контактов.

Из конкурирующих проектов следует отметить лишь проект Путиловского завода, разработанный совместно с французской фирмой "Шнейдер-Крезо". Проект отличался смелостью технических решений, но вызывал опасения в надежной работе механизмов. Так, например, оригинальное решение получило заряжание с помощью пружинного досылателя. Однако подобное устройство было разработано впервые, и МТК отнесся к нему с недоверием.

Кроме упомянутых выше четырех кораблей, подобные башенные установки предполагалось поставить на броненосец "Чесма", перевооружение которого предполагалось провести в ближайшее время. Заказы на изготовление десяти 305-мм башенных установок распределились следующим образом:

Металлический завод должен был изготовить две установки для линкора "Андрей Первозванный" по цене 750 000 руб. (включая сборку башен на корабле) и для броненосца "Чесма" за 710 000 руб. Путиловскому заводу поручались установки линкора "Император Павел I", а Обуховскому — "Евстафий" и "Иоанн Златоуст" (все также за 710 000 руб.), но при условии совместной работы с Металлическим заводом и по особому с ним соглашению.

В июне 1905 года перевооружение броненосца "Чесма" отменили и предназначенные для него установки определили на "Иоанн Златоуст", оставив таким образом Обуховскому заводу лишь установки для линкора "Евстафий". Но для них Обуховский завод изготовил лишь стальное и бронзовое литье и от своего имени заказал заводу "Дюфлон и Константинович" изготовление электрических механизмов. Вся остальная работа была проделана Металлическим заводом.

Вращающийся стол в новых установках состоял из двух частей: верхней эллиптической и нижней конической. Три продольных и несколько поперечных балок скрепляли обе части между собой. Причем средняя балка проходила через всю установку до конца подачной трубы, которая также состояла из двух частей: верхней цилиндрической и нижней конической. Уже в процессе изготовления установок Морское министерство получило сведения, что в установках некоторых иностранных флотов боевое отделение башни разделяется продольными и поперечными переборками для дополнительной защиты прислуги и механизмов от осколков, которые могли проникнуть внутрь башни. МТК сразу же постановил ввести в новых установках подобные переборки, забыв, что они применялись еще в башенных установках фрегатов "Адмирал Спиридов" и "Адмирал Чичагов". В дальнейшем такие переборки были установлены во всех башнях, где это было возможно.

Система горизонтальных и вертикальных катков в совокупности с нижним центрующим штырем в целом повторяла конструкцию 305-мм башенных установок броненосцев типа "Бородино". Важным преимуществом было то, что подъем башни на 100-тонных домкратах для осмотра и замены катков мог производиться в любом положении башни.

Для предыдущих башенных установок первоначально изготавливались броневые плиты, затем с них снимались шаблоны и передавались на завод, изготавливающий данную установку для подгонки рубашки под броню. Причем договорами предусматривалась доставка шаблонов за девять месяцев до срока сдачи установок. Однако казенные Обуховский и Ижорский заводы по разным причинам постоянно нарушали эти сроки, задерживая поставку плит. Кроме того, изготовление шаблонов не всегда было достаточно точным. В результате при сборке брони она не плотно прилегала к рубашке. В апреле 1905 года МТК рассмотрел эти вопросы и решил изменить систему изготовления брони. Теперь завод, изготавливающий броню, должен был сначала сделать каркас той части башни, куда предназначалась данная плита. А затем уже по каркасу изготавливалась броневая плита и шаблон, ее имитирующий, который отправлялся на завод-изготовитель башни, где по ним собиралась рубашка под броневые плиты.

Оглавление