Оглавление

По мнению некоторых специалистов, МТК не проявил в данном вопросе необходимой жесткости, так как такое время уже в ближайшей перспективе могло оказаться слишком большим. Однако и 40 секунд получить было далеко не так просто. Прежде всего требовалось увеличить скорость подачи боеприпасов.

Эта проблема решилась применением новой круговой системы снарядных погребов. Следующей сложной задачей было заряжание. В предыдущих установках открывание затвора орудия производилось на угле возвышения +2°, затем орудие переводилось на угол +10° для заряжания, после чего опять опускалось на угол +2° для закрывания затвора.

Исключить эти перемещения орудия позволила принципиально новая система заряжания в диапазоне углов вертикального наведения. Для этого зарядник и прибойник имели возможность следить за орудием, двигаясь по изогнутым направляющим вокруг центра, совпадающего с осью цапф. В дальнейшем совершенствование механизмов позволило в новых разработках вернуться к заряжанию на постоянном угле возвышения при большей скорострельности.

Инженеры Металлического завода разработали несколько вариантов системы заряжания в диапазоне углов, и по наиболее удачной был изготовлен опытный образец, который действовал безупречно и произвел хорошее впечатление на членов МТК. Кроме того, для увеличения скорости заряжания Металлический завод разработал так называемый центральный зарядный пост и увеличил скорость выполнения некоторых операций: наката орудия, досылки боеприпасов, подъема зарядника.

Согласно расчетам, представленным в проекте, время заряжания должно было составить 35 секунд, и завод предполагал, что удастся уменьшить время еще на несколько секунд. Что и было сделано в процессе наладки первой установки на линкоре "Андрей Первозванный". За счет того, что зарядник поднимался одновременно с открыванием замка, время заряжания сократилось до 28 секунд.

BBAP_AU001.jpg

Директор С. Петербургского Металлического завода Н. С. Лесенко.

Следующим важным вопросом было совершенствование электрической части. Для этого Металлический завод отказался от услуг фирмы "Сотте-Арле" и взял на себя разработку и изготовление электрических механизмов, оставив заводу "Дюфлон и Константинович" то, что не мог изготовить сам: электродвигатели, реостаты и т. д. Металлический завод значительно упростил электрическую схему башенной установки, убрав сложные контактные барабаны и еще ряд механизмов, ставших ненужными в связи с изменением системы заряжания. Так, например, новая конструкция зарядника позволила исключить сложную взаимную замкнутость*, вызванную необходимостью ставить его последовательно в три положения для досылки снаряда и двух полузарядов.


* Взаимная замкнутость — так называлась система блокировок, обеспечивающая последовательность операций.

Оглавление