Оглавление

БАШЕННЫЕ УСТАНОВКИ ЛИНКОРОВ ТИПА "АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ"

Л. И. Амирханов

До Цусимы оставалось чуть меньше двух лет, когда в июне 1903 года Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС) объявило о проведении очередного конкурса проектов башенных установок для четырех новых броненосцев.

В последнее десятилетие XIX века изготовление башен для кораблей русского флота шло с необыкновенной активностью. Основными поставщиками 6-д (152-мм), 10-д (254-мм), 12-д (305-мм) башенных установок были Металлический и Путиловский заводы в Санкт-Петербурге. Несмотря на определенный прогресс в этом деле, русским инженерам так и не удалось создать такую башенную установку главного калибра, которая могла бы успешно соперничать с лучшими английскими или немецкими образцами. Это было вызвано рядом объективных причин, однако их разбор не является предметом данной статьи. Укажем лишь на основные недостатки башенных установок того периода. В первую очередь, это низкая скорострельность, составляющая 1,5—2 минуты на выстрел. Она определялась слишком медленной подачей боеприпасов и несовершенством всей системы заряжения. Во-вторых, низкий уровень электрических схем, которые для всех русских башенных установок разрабатывала французская фирма "Сотте-Арле". Управление стрельбой было слишком сложным, а огромное количество мелких контактов делало работу установки крайне ненадежной.

И, наконец, отсутствие взаимозаменяемости. Кроме Металлического и Путиловского заводов, на вооружение имелись установки, разработанные Обуховским и Николаевским заводами и французским заводом Крезо, причем часть установок имела гидравлический привод, часть — электрический. Имелся еще ряд серьезных недостатков, выявившихся во время русско-японской войны.

Лишь в башенных установках линкоров типа "Андрей Первозванный" был сделан качественный скачок вперед. Этому способствовали с одной стороны более жесткие технические условия на проектирование, с другой — оригинальные инженерные решения, предложенные конструкторами Металлического завода.

Итак, в июне 1903 года Санкт-Петербургские заводы Металлический, Обуховский и Путиловский приступили к разработке проектов двухорудийной башенной установки, в которой предполагалось разместить новые 305-мм орудия Обуховского завода, имевшие, как и прежде, длину 40 калибров.

Эти установки предназначались для четырех броненосцев, заложенных в соответствии с судостроительной программой 1903 года.

Причем два броненосца "Андрей Первозванный" и "Император Павел I" строились для Балтийского моря, а два — "Иоанн Златоуст" и "Евстафий" — для Черного (в 1907 году все четыре корабля были переведены в класс линкоров).

В апреле 1904 года конкурсные проекты были представлены Морскому Техническому Комитету (МТК), а в сентябре Морское ведомство объявило победителя — "Металлический завод". Этот успех связан с именами двух инженеров Н. С. Лесенко и А. Г. Дукельского.

Если первый к этому времени был уже опытным инженером и директором Металлического завода, то второй только начинал свой путь. Их совместная работа над проектом новых башенных установок дала блестящий результат. Основная проблема заключалась в необходимости значительно повысить скорострельность. Техническими условиями на проектирование время заряжения предусматривалось не более 40 секунд.

Оглавление