Оглавление

Эту особую миссію Делькассэ подтверждалъ и Извольскій1).

«Ему» — писалъ нашъ посолъ —«спеціальнымъ образомъ поручено убѣдить наше Военное Вѣдомство въ необходимости умножить число нашихъ стратегическихъ желѣзныхъ дорогь съ цѣлью сосредоточенія нашей арміи къ Западной границѣ... При этомъ, онъ уполномоченъ предложить Россіи всѣ денежныя средства, которыя могли бы на это потребоваться, въ видѣ желѣзнодорожныхъ займовъ».

«Надо отдать справедливость французамъ», заключаетъ ген. Заіончковскій2), «что, ставя въ очень тяжелыя условія на случай войны Русскую Армію, они шли на помощь Россіи въ денежномъ отношеніи... Французскій посолъ при Русскомъ Дворѣ — Делькассэ, увѣдомилъ Сазонова3), что Россіи предоставляется ежегодный заемъ на Парижскомъ рынкѣ въ размѣрѣ 400-500 милліоновъ франк. въ годъ, если: 1) постройка стратегическихъ рельсовыхъ путей, предусмотрѣнныхъ въ согласіи съ Французскимъ Генеральнымъ Штабомъ, будетъ немедленно принята и 2) наличный составъ Русской Арміи въ мирное время будетъ значительно увеличенъ».

Условія Французскаго Правительства объ увеличеніи штатнаго состава Русской Арміи въ мирное время было нами принято и было выполнено въ «большой программѣ 1914 года». Но постройка желѣзныхъ дорогъ, проектированныхъ Французскимъ Генеральнымъ Штабомъ, не соотвѣтствовала общему плану развитія сѣти русскихъ рельсовыхъ путей. Приѣхавшій въ Парижъ осенью 1913 г. для окочательнаго заключенія вышеуказаннаго займа гр. В. Н. Коковцевъ и задался цѣлью добиться изложенія этого французскаго требованія въ самыхъ общихъ словахъ, дабы оно не стѣсняло бы общаго экономическаго развитія Россіи. Вотъ какъ онъ самъ разсказываетъ въ своихъ воспоминаніяхъ о выполненіи имъ этой задачи4).

«Въ министерствѣ Иностранныхъ Дѣлъ», вспоминаетъ гр. Коковцевъ, «было назначено заключительное собраніе для того, чтобы оформить подписаніемъ наше соглашеніе по желѣзнодорожному вопросу. Собрались всѣ участники соглашенія: Барту, Пишонъ, Шарль Дюмонъ, ген. Жоффръ и я. Обязанности дѣлопроизводителя принялъ на себя директоръ Политическаго Департамента, впослѣдствіи посолъ Республики въ Россіи — Морисъ Палеологъ. Прочитали совершенно точно изложенный протоколъ предшествующихъ собраній и стали готовиться приложить свои подписи, какь вдругъ, совершенно неожиданно, ген. Жоффръ заявилъ, что необходимо дополнить протоколъ указаніемъ на то, что Русское Правительство, въ лицѣ Предсѣдателя Совѣта Министровъ, обязуется выполнить, въ кратчайшій срокъ, постройку желѣзнодорожныхъ линій, предусмотрѣнныхъ въ планѣ, утвержденномъ Государемъ Императоромъ въ Ливадіи въ началѣ сентября, по докладу Военнаго Министра, основанному на заключеніи обоихъ Начальниковъ Генеральныхъ Штабовъ союзныхъ Государствъ».


1) Извольскій Сазонову 28-го февр. (13 марта) 1913 г.; приведено въ вышеназванной книгѣ Заіончковскаго, на стр. 297.

2)  Тамъ же, стр. 299.

3)   Нотой отъ 11/24 августа 1913 года.

4)   Стр. 206.

Оглавление