Оглавление

ENZIAN

ЗУР «Энциан» показана на рис.2.4.18. Работа над этой ракетой началась в 1943 г. в Аугсбурге под руководством доктора Вирстера. Из-за бомбардировок его КБ было переведено в Зонтхофен, а затем на заводы Мессершмитта в Обераммергау. Это и повлияло на выбор аэродинамической схемы ЗУР «Энциан» (другое обозначение FR - Flakrakete - зенитная ракета) - она была аналогична схеме ракетного истребителя Me 163. Размеры ракеты, по сравнению с самолетом, уменьшились - длина фюзеляжа 3500 мм, диаметр - 915 мм, размах крыла - 4000 мм (данные для «Энциан» Е-1). Ракета имела схему «бесхвостка» со стреловидным крылом, имеющим геометрическую и аэродинамическую крутку. На задней кромке крыла располагались элевоны для управления по крену и тангажу. От законцовок крыла к хвостовой части была натянута проволочная антенна системы управления. На хвостовой части фюзеляжа размещались два киля, расположенных под углом 90° к плоскости крыльев. Кили имели стреловидную переднюю кромку и прямую заднюю.

Фюзеляж изготавливался из штампованных деталей из малоуглеродистой стали, сваренных и склепанных между собой, а крылья и кили имели цельнодеревянную конструкцию, состоящую из соснового каркаса из реек и обшивки из буковой фанеры в несколько слоев. Для ракеты «Энциан» Е-4 предполагалось изготовлять каркас в виде двух половин из древесины, покрытой пластиком; после монтажа внутреннего оборудования половинки склеивались. Считалось, что такая конструкция будет достаточно прочной и жесткой, чтобы отвечать всем требованиям, но на практике она никогда не была испытана.

Силовая установка ЗУР «Энциан»

Разрабатывались много вариантов силовой установки (но ни один из них не был доведен до конца). Общим для всех было применение стартовых ускорителей Шмиддинг 109-553. Каждый ускоритель имел длину 2390 мм, диаметр 167 мм и стартовый вес 85 кг. Они снабжались 40 кг дигликолевого пороха и в течение 4 с развивали тягу 1750 кгс. После выгорания топлива они сбрасывались. Всего на снаряд устанавливалось четыре стартовых ускорителя. Образец для массового производства предполагалось оснастить специально спроектированными ускорителями с ЖРД, имеющими большую тягу и большее время работы.

Следует сказать, что в полете испытывался только «Энциан» E-1 с маршевым ЖРД Вальтер HWK 109-739. Такой же двигатель предполагалось установить на ЗУР «Энциан» Е-2 и Е-3. В этом двигателе подача компонентов была турбонасосной. Окислителем служил так называемый «Т-штоф» - 80...83-процентная перекись водорода, а горючим - «Ц-штоф» - смесь 57% метанола, 30% гидрата гидразина и 13% воды.

«Энциан» Е-4 и Е-5 предполагалось оснастить двухкамерным ЖРД Конрад Vf К 613-А01 с вытеснительной подачей компонентов, в качестве которых использовались «визоль» (485 кг) и «сальбай» (115 кг). Для подачи применялся воздух, который хранился в специальном баллоне под давлением 200 ат. Прежде чем подать воздух в баки, он проходил редуктор, где давление снижалось до 27 ат, а рабочее давление в камере сгорания составляло 20 ат. Двигатель развивал тягу порядка 2000 кгс, которая в течение первых 70 секунд работы падала до 1000 кгс. Кроме того ЗУР «Энциан» E-5 могла быть снаряжена двухкамерным улучшенным ЖРД Конрада, работавшим на азотной кислоте (322 кг) и бензине (231 кг). В нем использовалась искровая система зажигания и в момент старта тяга составляла 2500 кгс с последующим падением до 1500 кгс в течение 56 секунд. Подача компонентов осуществлялась воздухом, сжатым до 200 ат, а в камере сгорания в момент старта создавалось давление 34 ат, которое впоследствии падало до 18 ат.

ЗУР «Энциан» Е-1 должна была иметь стартовый вес 1970 кг и нести при этом боевую часть весом 500 кг (!) - это рекорд для ЗУР того времени. БЧ предполагалось оборудовать одним из неконтактных взрывателей типа «Фокс», «Кугельблитц», «Паплиц» или «Краних».

Для запуска снаряда использовалась пусковая установка с направляющей в виде фермы длиной около 10 м, смонтированной на лафете 88-миллиметрового зенитного орудия.

Всего разрабатывалось и было построено несколько типов ЗУР «Энциан»:

FR-1 (июнь 1943 г.) - первая прорисовка снаряда, имела две плоскости крыла и, перпендикулярно ему, два киля;

FR-2 (август 1943 г.) - подобен FR-1, но нижняя килевая плоскость удалена, управление элевонами и рулем направления;

FR-3 (сентябрь 1943 г.) - улучшенный вариант FR-1, с закругленными законцовками крыла и килей, управление только элевонами. Фюзеляж цилиндрической формы;

FR-3а (сентябрь 1943 г.) -  имел веретенообразный фюзеляж, размах крыла 3,30 м;

FR-3b (октябрь 1943 г.) - подобен FR-3а, но размах крыла увеличен до 3,71 м;

FR-4 (октябрь 1943 г.) -  подобен FR-3, но к рулям добавлены два дополнительных крыла, в дополнение к несущим плоскостям;

FR-5 (ноябрь 1943 г.) - подобен FR-3 и имел цилиндрический фюзеляж. К силовой установке добавлены стартовые ускорители Вальтер HWK R-1-203;

FR-6 (октябрь 1943 г.) - модификация FR-3b под установку ракетного двигателя Вальтер HWK 109-739;

«Энциан» Е-1 (февраль 1944 г.) - подобен FR-5, с различными улучшениями в разных местах, хвостовые плоскости увеличены. Выпущено 60 ракет, 38 испытано в полете, из них 16 - с работающей системой управления;

«Энциан» Е-2 (март 1944 г.)  - подобен FR-6, цельнодеревянная конструкция, кубические баки для жидкого топлива, крепления для трассеров на законцовках крыла. Не реализован;

«Энциан» Е-3A (июнь 1944 г.)  - подобен Е-2, но с круглыми баками и без трассеров. Не реализован;

«Энциан» Е-3B (январь 1945 г.)  - подобен Е-3А, но с двухкамерным ЖРД Конрада VfK 613-A01 с вытеснительной подачей топлива. Не был построен;

«Энциан» Е-4 (февраль 1945 г.) -  вариант серийной ЗУР, разработанной на основе Е-3В, увеличен фюзеляж и размах крыла. Длина 9,65 м, размах 10 м, диаметр фюзеляжа 2,2 м. С улучшенным ЖРД Конрад должен был достичь скорости 220 м/с, потолка 13,4 км и дальности 40 км;

«Энциан» Е-5 (февраль 1945 г.) - улучшенный тип FR-4, с полетной скоростью 500-670 м/с. Имел веретенообразный фюзеляж и четыре стреловидных плоскости крыла, установленных под утлом 90° друг к другу. Хвостовое оперение отсутствовало. Двигатель - улучшенный ЖРД Конрада, вес БЧ уменьшен до 225 кг. Не построен, обнаружены только чертежи и расчеты;

«Энциан» E-6 (февраль 1945 г.) -  управление по проводам, предполагалось использовать в качестве противотанковой ракеты, для постановки дымовых завес и решения некоторых задач на флоте. Не реализован.

Оглавление