Оглавление

Система управления ЗУР «Шметтерлинг»

В начале проектирования снаряда его предполагалось оснастить инфракрасной головкой самонаведений, но когда стало ясно, что такая аппаратура будет создана еще не скоро, решили остановиться на радиокомандной системе. Можно было использовать управление по проводам (подобно крылатой бомбе Hs 293B), но в связи с предполагаемым ростом дальности стрельбы, и необходимости обеспечить высокую маневренность снаряда, остановились на радиокомандной системе с оптическим наблюдением за ракетой. Радиокоманды принимались приемником, дешифровывались, усиливались и поступали на исполнительные механизмы - соленоиды. Соленоиды задерживали колеблющиеся спойлеры в одной из мертвых точек, что создавало управляющий момент на планере. В целом система была хорошо отработанной, надежной и легкой.

Испытания и производство ЗУР

Первое испытание было проведено в мае 1944 г., когда «Шметтерлинг» был сброшен с самолета с целью определения аэродинамических характеристик и показателей устойчивости и управляемости. Затем было проведено 28 запусков ракеты с двигателем BMW 109-558. При этом скорость ракеты в момент сброса ускорителей составляла 304,5 м/с, а затем снижалась до 210 - 270 м/с. Досягаемость по высоте составляла 10500 м, а горизонтальная дальность - до 32 км. С увеличенным боевым зарядом (40 кг), ракета Hs 117H достигала высоты 4,8 км и дальности 12 км. Всего было проведено 59 пусков, из них 29 признано успешными.

Так как конструкция ракеты была проста, то испытания и доработки выполнялись быстро, вследствие чего на начало 1945 г. она оказалась самой отработанной ЗУР из всех предложенных и была принята к серийному производству. До конца 1945 г. предполагалось сформировать 70 батарей ЗУР «Шметтерлинг», а всего планировалось иметь 600 батарей для охраны западных границ Рейха. Однако постоянные бомбардировки заводов, сложности в изготовлении некоторых узлов и агрегатов тормозили развертывание производства. К тому же возникли проблемы при сборке ускорителей. Времени на устранение всех сложностей и на обучение персонала не осталось. Рейх рухнул и война закончилась. В боевой обстановке ракету «Шметтерлинг» применить не успели.

После войны ракеты Hs 117 (под обозначением Р-105) испытывались в СССР на полигоне Капустин Яр. Обратимся снова к воспоминаниям В.В. Казанского:

«Не могу не поделиться воспоминаниями и впечатлениями от первых пусков крылатой управляемой ракеты «Шметтерлинг», Они также, проводились в районе стартовой площадки ракеты «Baccepфaль», в перерывах между ее пусками. «Шметтерлинг» разрабатывалась для низколетящих целей и обладали чрезвычайной маневренностью. Тан вот, при первых пусках все были поражены этим ее качеством, ее действительно порхающим (бабочка) полетом, крутыми виражами на высоте 300-350 метров. И поначалу относили это за счет действия системы управления и искусства нашего оператора. И даже военные поддались этому чувству. Летала она долго - минуты 3-4 (!- К.К.), уходила в сторону, затем возвращалась, делала несколько восьмерок, причем все это сопровождалось ревом ее ракетного двигателя, потом снова уходила в степь, пока не кончался запас топлива. Однако вскоре наблюдавшие специалисты стали отмечать некоторые расхождения между движениями ручки управления у оператора и маневрами ракеты, а когда на четвертом или пятом пуске она заложила совершенно фантастическую петлю и умчалась в сторону технической позиции, где любители острых ощущений чуть не поломали себе шеи (поскольку в нарушение инструкции вылезли на крышу сборочного ангара), испытания решили прервать до особых распоряжений».

Как я понял, распоряжение так и не поступило.

Оглавление