Оглавление

MiG21F5Y009.jpg

Носовая часть фюзеляжа разведчика (фото Northrop Grumman Corporation)

А итог разговора был таким: оба самолета - небольшие, идеальны для ближнего воздушного боя, но «Тигр» обладает лучшим обзором из кабины (хотя и худшим в сравнении с F-16, F/A-18, МиГ-29) и меньшим радиусом виража. С другой стороны, у МиГа лучшие разгонные характеристики, выше скороподъемность, больше максимальная скорость, а с ростом скорости преимущество МиГа увеличивается. МиГ вооружен мощной 30-мм пушкой, но «Тигр», благодаря двум 20-мм пушкам М39, имеет большую «плотность» огня. Ракетное вооружение примерно одинаковое, за исключением МиГ-21бис, способного использовать УР Р-60, более эффективные в ближнем маневренном бою. Дальность обнаружения целей американской РЛС Emerson AN/APQ-153 составляет 18 км, что несколько меньше, чем у РП-21 и значительно меньше, чем у установленной на «БИСе» РЛС РП-22СМА. Очевидно, что преимущество МиГа, особенно «бис», которые начали в те годы поступать на вооружение югославских ВВС, будет увеличиваться пропорционально увеличения дистанции воздушного боя. Американский истребитель мог получить преимущество в случае установки на него РЛС AN/APQ-159, дальность обнаружения целей которой на 7—8 км больше, чем у РП-22СМА. Данный вывод сделан на основе паспортных данных производителей РЛС, поскольку воздушный бой на большой дальности не имитировался по одной-единственной причине: югославы прибыли для изучения не истребителя, а разведчика. Необходимо отметить, что «Тигр» оказался более простым в пилотировании и был более предпочтителен с точки зрения безопасности полетов; последний фактор для разведчика особенно важен. Югославских летчиков данная информация не удивила — и сегодня в ходу поговорка: «Кто может летать на МиГ-21, тот сможет летать на любом другом истребителе».

MiG21F5Y010.jpg

Сертификат, подтверждающий полет Суада Хамзича и испытания разведывательного оборудования на первом RF-5E

После полета летчики обменялись пилотскими знаками. В тот же день югославская делегация улетела на принадлежавшей фирме «Нортроп» Цессне 402 в Лос-Анжелес, где предстояли осмотр завода и знакомство с особенностями разведывательного варианта самолета. Гостей из Югославии разместили в отеле категории «люкс», но югославам пришлось оплатить 10% стоимости номера (38 долларов) — такое антикоррупционное правило ввели после нашумевшей в те годы «аферы Локхид». На следующий день из Лос-Анжелеса перелетели на базу Эдвардс, расположенную в очередной американской пустыне, на сей раз — Мохаве. Рейс Лос-Анжелес — Эдвардс выполнялся ежедневно, югославская делегация смогла с воздуха посмотреть на Беверли-Хиллз с его роскошными виллами, самолет пролетел прямо над знаменитой надписью «Hollywood».

Окрашенный в привлекательный синий цвет прототип RF-5E (первый полет этот вариант выполнил в январе 1979 г.) во всех отношениях являлся ультрасовременным разведчиком, оснащенным самой современной фотоаппаратурой и инфракрасным сканером. «Нортроп» только готовилась начать серийное производство разведчика. Визуально RF-5E было легко отличить от F-5E по удлиненной на 1,22 м носовой части фюзеляжа, в которой разместили разведывательное оборудование, сняв РЛС и одну пушку. После полета на разведчике летчик не нашел отличий в пилотировании самолета от F-5E. Истины ради, югославские МиГ-21Р (с полным комплектом оборудования) значительно уступали в характеристиках перехватчику: максимальная скорость была не выше М=1,3, потолок не более 14 000 м(облегченный самолет набирал 15 000 м), снизились дальность полета (1130 -1600 км) и маневренность. Значительно большая, чем у МиГа, кабина F-5E позволила разместить органы управления и контроля разведывательного оборудования без ущерба для обычного истребительно-бомбардировочного оборудования. Самолет мог нести разнообразную боевую нагрузку массой до 3200 кг (для сравнения — масса боевой нагрузки МиГ-21Р - 1000 кг, МиГ-21бис - 1300 кг и «Орао» 2800 кг). Американский самолет имел на два пилона для подвески внешних грузов больше, но еще важнее факт универсальности пилонов, за счет чего было возможно комбинировать нагрузку в широких пределах. Одна эскадрилья таких самолетов могла за раз поднять большую боевую нагрузку, чем половина всех самолетов ВВС и ПВО СФРЮ!

Оглавление