Оглавление

MiG-31005.jpg

МиГ-31 часто остается в тени Су-27

Почему именно МиГ-31? И почему отказались? Во времена СССР в Рогачево базировался полк Су-27 с основной задачей обеспечения ПВО атомного полигона. Не исключено, что в новых условиях задача изменилась. МиГ-31 оптимизирован для полета на сверхзвуке и в большей степени, чем «сушка», способен выполнять задания автономно, без наведения с земли или с самолета ДРЛОиУ. Дальность применения оружия у МиГ-31 также больше, чем у Су-27. Су-27 — великолепный боец, возможно лучший в мире, но не на сверхзвуке. Быстро и эффективно отреагировать на возникшую угрозу у МиГ-31 получается лучше. Именно — получается. Проверено в 1980-е гг. на Тихом океане. Оперативно переброшенное на Дальний Восток сравнительно небольшое количество 31-х привело к резкому снижению количества нарушений воздушного пространства СССР. В то время «булавочные уколы» системе ПВО американские самолеты самых разных типов наносили едва ли не ежедневно. Американцы быстро оценили быстроту реакции на угрозу нового перехватчика, его способность обнаруживать и сопровождать воздушные цели, в том числе SR-71. А еще должное впечатление произвел реальный пуск Р-33 по «Ориону»... Пуск был непреднамеренный, а штурман после пуска сразу выключил РЛС, поэтому «сбитого» не получилось — ракета «не нашла» цель. Однако, американцы были не в курсе наших сложностей... Почему отказались от размещения МиГ-31 на Новой Земле? Нет ответа на этот вопрос. Только домыслы.

MiG-31006.jpg

Совместные учения Дальней Авиации и перехватчиков МиГ-31. Один из северных аэродромов, осень 2012 г.

Между тем, МиГ-31 предпочтительнее для Севера еще, минимум, по одной причине. Он больше подходит для уничтожения носителей крылатых ракет. Многие «эксперты» строят свои рассуждения на тему эффективности комплекса перехвата применительно к его способности уничтожать крылатые ракеты. Простая арифметика говорит за необходимость уничтожения (в случае использования УР «воздух-воздух» с обычной боевой частью) не КР, а их носителей. Один МиГ-31 в самом лучшем случае способен сбить четыре КР, ибо его «главный калибр» — это четыре УР Р-33. Один В-52Н способен нести 20 КР AGM-86B, то есть для перехвата ракет, запущенных с одного В-52 даже отряда МиГ-31 недостаточно, а по одному В-52 не летают! При уничтожении носителя, а не КР, на первое место выходят такие качества истребителя как скороподъемность, скорость крейсерского полета (не сверхзвукового «броска»), дальность обнаружения и поражения цели, поскольку уничтожить носитель требуется в сжатый промежуток времени, до его «размножения», ибо сбитый после пуска КР носитель способен доставить лишь моральное удовлетворение экипажу-победителю.

В условиях Арктики перехватчику не приходится рассчитывать на наведение с земли. То есть, необходимы именно те качества, в отношении которых с МиГ-31 конкурировать крайне сложно любому истребителю мира. Другое дело, что нападение армады В-52 представляется сегодня делом малореальным, но принципы перехвата любой воздушной цели от этого не изменяются. Лучшее средство борьбы с В-52 окажется таковым и в случае, к примеру, оперативного реагирования на непрошенных соглядатаев учений.

Оглавление