Оглавление

Так родился проект, получивший название «Огненный дождь». Над ним работали в Научно-исследовательском химическом институте (НИХИ) Химического управления РККА. В документах 1935 г. речь уже точно шла об «Огненном дожде». Параллельно разрабатывались два зажигательных прибора - на базе ВАП-4м (с рабочим объемом 72 л) и меньшего по размерам ВАП-6. Первый предназначался для основного тогда легкого бомбардировщика Р-5. Этот большой одномоторный биплан мог нести четыре зажигательных прибора под нижним крылом. Они подвешивались на ближних к фюзеляжу балках Дер-7. В баке находилось около 30 кг чистого фосфора. Выливание раствора с гранулами происходило, когда летчик-наблюдатель в задней кабине дергал за ручку механического бомбосбрасывателя Сбр-8. Им же осуществлялся при необходимости и сброс прибора.

Зажигательный прибор ЗАП-6 на базе ВАП-6 конструктивно был очень похожим, но вмещал только 10 кг фосфорных гранул. В дополнительном блоке находилось около 3 л дымовой смеси. Вес заправленного прибора - 26,83 кг. Им собирались вооружать истребители И-5 - по два прибора на каждый. Они размещались на бомбодержателях под нижним крылом. На заправку двух ЗАП-6 два техника тратили полчаса.

Первым на испытания поступил зажигательный прибор на базе ВАП-4м, сконструированный в Полевом отделе НИХИ. Это произошло в марте 1935 г. Приборы подвесили на обычном Р-5. Сначала посмотрели, как изменятся характеристики пилотирования. Баки при этом заливали водой. Взлетные характеристики и маневренность машины несколько ухудшились, но оказалось, что самолет вполне может выполнять виражи с креном до 55° и пикировать под углом 20-25°. После этого начали эксперименты на полигоне.

В отличие от выливных приборов, которые можно было заправлять уже подвешенными на самолеты с помощью разливочных станций на автомобильном шасси, зажигательные приходилось загружать отдельно, а уже потом крепить к бомбодержателям.

Выливание раствора с гранулами производилось с высоты 30-50 м на скорости 190-200 км/ч. После открытия баков за самолетом возникал длинный огненный «хвост». После падения на грунт гранулы продолжали гореть 3-4 мин. Запаса хватало примерно на 5 с. После этого оставалась полоса выжженной земли шириной около 18 м и длиной 170-250 м. Над этой полосой поднималась сплошная дымовая завеса высотой до 40 м.

ZARP3040006.jpg

Два ЗАП-6 под истребителем И-15 бис

ZARP3040007.jpg

Р-5 поражает фосфором цель на полигоне

Приборы были еще несовершенны: в основном претензии предъявляли к надежности срабатывания механизма открывания. Месяцем позже конструкторы предъявили на испытания второй, доработанный, вариант на базе ВАП-4м. Опробовав, его также сочли неудовлетворительным. Последовали новые переделки. Третий вариант выпустили на испытания в июне 1936 г., после чего разрешили выпустить малую серию и начать войсковые испытания.

В октябре 1935 г. провели испытания зажигательного прибора на основе ВАП-6. Под выливным прибором смонтировали сигарообразный баллон емкостью около 3 л. Общий вес комплекта из двух выливных и двух дополнительных приборов, монтировавшегося на истребителе И-5, составлял 53,6 кг. Баки опять заправляли, сняв с самолета. У двух рабочих на это уходило около получаса.

Испытания вели на полигоне НИХИ. Истребитель сбрасывал фосфор с высоты 25 м на скорости 180 км/ч. Была поражена площадь длиной около 100 м и шириной 20-25 м. Полоса имела не прямоугольную форму, а сужалась клином к концу работы приборов.

Параллельно с испытанием зажигательных приборов шли работы по поиску альтернативных зажигательных средств. Искали химикаты подешевле и менее опасные для обслуживающего персонала. Основная ставка делалась все же на фосфор, но варьировали размеры гранул и жидкость, в которую его погружали. Пробовали различные кислотные и соляные растворы, а также простую воду. Смесь С-4, которая воспламеняла фосфор, пытались заменить кислотами или щелочами.

Оглавление