Оглавление

ZARP3040003.jpg

Прибор ЗАП-4 (ВАП-4 с дополнительным прибором ДП) под крылом Р-5

ZARP3040004.jpg

И-5 с двумя доработанными приборами ВАП-6, заполненными зажигательным составом, на полигоне НИХИ, октябрь 1935 г.

ZARP3040005.jpg

ВАП-6 с дополнительным блоком ДП снизу

В третий раз взяли всего один прибор, закрепленный под фюзеляжем. Сверху от выпускной горловины закрепили овальной формы вытянутый щит длиной 1,5 м. В бак залили 80 л нефти. Насадок был тот же, что и во второй раз. Слив производили с высоты 50-80 м, запаса в баке хватило на 8-10 с. Немного забрызгали низ руля направления и растяжки стабилизатора.

В четвертом заходе УХАП-3 подвесили под крылом слева, а справа закрепили противовес в 160 кг. После слива крыло оказалось совсем мокрым.

В марте 1936 г. уже попробовали жидкость поджечь. Р-5 нес под крылом два выливных прибора ВАП-4. Под ними крепились два дополнительных (запальных) прибора, представлявшие собой такие же выливные баки, только маленькие. В них заправлялась стандартная дымовая смесь С-4. Оба устройства должны были открываться одновременно с помощью доработанного тросового механизма, открывавшего ВАП-4. Струи из основного и дополнительного прибора должны были пересекаться на определенном расстоянии и обеспечить самовоспламенение.

Реально горючее в ВАП-4 заливать побоялись, заменив некоей «нейтральной жидкостью». Так что проверить, загорится или нет, не смогли. Зато определили, что два прибора срабатывают несинхронно. Пришли к выводу, что механизм неудачен; его следовало усовершенствовать или заменить.

Сырая нефть в качестве зажигательного средства подкупала своей дешевизной и простотой хранения и обращения. Но загоралась она не очень легко, текучесть вязкой жидкости, важная для быстрого опорожнения бака, тоже оставляла желать лучшего. Поэтому в качестве зажигательного вещества решили использовать желтый фосфор (в целях секретности именовавшийся «вещество Р») в виде небольших цилиндрических гранул (диаметром 15 мм и длиной 15-20 мм). Чтобы уберечь от нежелательного воздействия воздуха и упростить опорожнение бака, гранулы поместили в раствор хлористого кальция. Такую рецептуру предложили Жилко и Шаройко. Все остальное сильно напоминало упомянутые выше эксперименты. После выливания фосфорный шлейф поджигался стандартной для начала 30-х годов дымообразующей смесью С-4. Смесь опять находилась в маленьком баке, подвешенном под основным. Соединение двух струй и воспламенение происходили на некотором удалении от самолета, что обеспечивало безопасность экипажу. Чтобы уменьшить вероятность поджечь хвостовое оперение, приборы крепились под крылом на балках бомбодержателей.

Зажигательные приборы должны были являться прямой переделкой выливных разных типов. Использовался тот же бак, те же механизмы открывания и разбрызгивания. Так же как выливной прибор, зажигательный при отказе сбрасывался, как бомба. Добавили только воспламенительный прибор снизу, по конструкции примерно такой же, как основной, но меньшего размера.

Оглавление