Оглавление

4 августа 1940 года Заключение по эскизному проекту одноместного истребителя с М-90 и 2ТК-1 было утверждено Начальником ГУ ВВС РККА генерал-лейтенантом авиации П.В. Рычаговым.

По своей схеме, конструкции и технологии самолет был аналогом истребителя И-185, фюзеляж - деревянный, крыло - цельнометаллическое. С целью уменьшения лобового сопротивления, проект предусматривал сильно вытянутый и заостренный капот двигателя, что требовало удлинения носка вала двигателя. Турбокомпрессоры устанавливались за спиной летчика по бортам фюзеляжа. Такое их расположение позволяло избегать ослепления летчика выхлопными газами при ночных полетах. Выхлопные трубы от двигателя и воздуховоды от ТК-1 пролегали снаружи вдоль бортов фюзеляжа и были заключены в металлические кожухи. В магистралях наддува предусматривались воздухо-воздушные радиаторы, размещенные на бортах фюзеляжа. На турбинных частях турбокомпрессоров крепились так называемые реакторы, повышающие реактивный эффект, создаваемый выхлопными газами.

Протестированный бензобак на 300 кг топлива помещался под сиденьем летчика. Для повышения боевой живучести бак заполнялся выхлопными газами. Предусматривалась подвеска дополнительного бензинового бака на 200 кг топлива.

Вооружение самолета состояло из четырех синхронных пулеметов ШКАС, помещенных в центроплане, и двух крыльевых пулеметов ШКАС. Суммарный боезапас составлял 3000 патронов.

Для защиты летчика устанавливалась бронеспинка из цементированной стали толщиной 8,65 мм, со срезанной верхней частью, замененной прозрачной броней.

Основные расчетные данные истребителя с М-90

Площадь крыла, м

18

Масса самолета, кг

пустого

2324

полетная

2940 (3060)

Максимальная скорость, км/ч

у земли

530-550

на Н=10000 м

670-690

Время набора высоты, мин:

 

Н=6000 м

3,5-4,5 (5,0)

Н=10000 м

8,65 (10,0)

Время виража на Н=1500 м, с

16,8 (21,5)

Практический потолок, м

13250 (12500)

Дальность полета на Н=6000м, V=0,85max, км:

нормальная

800 (750)

с подвесным баком.

1000 (950)

Длина разбега, м

172

В скобках указаны данные, ожидаемые по расчетам специалистов НИИ ВВС.

SuFtrWW008.jpg

Компоновочная схема И М-90 (реконструкция)

В 30-е годы стало очевидным, что переход к монопланной схеме, снижение лобового сопротивления за счет улучшения аэродинамики самолета, увеличение удельной нагрузки на крыло, повышение удельной мощности двигателей, позволили приблизить скорости двухмоторных самолетов к скоростям одномоторных истребителей. Кроме того, имея значительно большую дальность, большую боевую нагрузку, такой самолет переходил в разряд многоцелевых и мог выполнять функции дальнего истребителя сопровождения, разведчика и бомбардировщика.

На рубеже 30-х - 40-х годов задания на такие самолеты получили главные конструкторы Н.Н. Поликарпов, В.К. Таиров, А.И. Микоян, П.Д. Грушин, В.М. Петляков, А.С. Яковлев и другие.

В связи с возникшими сомнениями в правильности расчетов и выполнении ТТТ при проектировании В.К. Таировым истребителя ОКО-6 и учитывая «особую важность данного типа самолета для вооружения ВВС», Военный Совет ВВС РККА в январе 1939 года постановил просить НКОП дать задание: «...Конструктору т. Сухому спроектировать 2-х моторный одноместный истребительный самолет с моторами М-105...» Сведений о работе над этим проектом не обнаружено.

В начале октября 1940 года П.О. Сухой направил на рассмотрение в вышестоящие инстанции эскизный проект одноместного двухмоторного истребителя с моторами АМ-37. Основное назначение истребителя — оборона пунктов, т.е. уничтожение бомбардировщиков противника, пытающихся наносить удары по особо важным тыловым объектам: крупным административным центрам, железнодорожным узлам, портам, стратегическим промышленным предприятиям.

В  НИИ ВВС дали сравнительно высокую оценку инициативному проекту ИОП 2АМ-37, отметив реальность его воплощения, но оригинальную основную идею - создание эффективного истребителя-перехватчика, все же не сумели понять. В заключении было отмечено: «...Учитывая большой опыт т. Сухого в конструировании самолетов типа «двухмоторный бомбардировщик» и то, что по этому типу новых самолетов на 1941 год никому из конструкторов разработать и построить не предложено, считать целесообразным поручить т. Сухому разработку и постройку опытного двухмоторного среднего бомбардировщика».

9  декабря 1940 года Начальник ГУ ВВС КА генерал-лейтенант авиации П.В. Рычагов утвердил Заключение по эскизному проекту, со следующей резолюцией: «Считаю необходимым тов. Сухому заняться одномоторными ближними бомбардировщиками».

Истребитель обороны пункта представлял собой цельнометаллический низкоплан с разнесенным двухкилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж овального сечения, по конструктивной схеме - монокок с вырезами. Летчик располагался в носовой части, что обеспечивало ему хороший обзор вперед и в стороны. Для обзора задней полусферы, за спинкой кресла пилота, по бортам фюзеляжа имелись окна. Предусматривалось специальное окно для обзора вперед - вниз. Сдвижной фонарь кабины летчика имел форточку.

Оглавление