Оглавление

Турбокомпрессоры располагались внутри фюзеляжа, по обе стороны от двигателя. Выхлопные газы от М-120 подводились к ТК, а из них отводились в канал за водорадиатором. Предусматривался отвод газов в канал водорадиатора, минуя ТК. Кроме того, выхлопные трубы заключались в кожухи, продув которых осуществлялся через воздухозаборники в лобовой части центроплана с выходом продувочного воздуха в канал за водорадиатором. Поступление выхлопных газов и продувочного воздуха в канал за водяным радиатором повышало теплосодержание газовоздушной смеси и способствовало созданию дополнительной реактивной тяги.

Топливо размещалось в двух центропланных протектированных баках по 325 кг, для обеспечения взрывобезопасности, заполняемых выхлопными газами. Предусматривалась подвеска дополнительного топливного бака на 150 кг.

Вооружение включало в себя 23-мм пушку с боезапасом в 100 патронов, стреляющую через полый вал редуктора и два синхронных пулемета БС калибра 12,7 мм, с суммарным боезапасом 400 патронов.

На самолете предусматривалась установка кислородного и противопожарного оборудования, а в перегрузочном варианте - радиостанции.

Бронезащита - аналогична самолету Су-1.

Основные расчетные данные истребителя с М-120:

Площадь крыла, м

18,0

Масса самолета, кг: пустого

2542

полетная

3300 (3425)

Максимальная скорость, км/ч:

у земли

540-550

на Н=10000 м

730-740

Время набора высоты, мин

Н=8000 м

6,8 (7,3)

Н=10000 м

9,0 (10,0)

Время виража на Н=1500 м, с

20,1 (25,0)

Практический потолок, м

13000 (12500)

Дальность полета на Н= 10000м, V=0,9Vmax, км:

нормальная

610 (600)

с подвесным баком

1000 (900)

Длина разбега, м

180 (250)

Длина пробега, м

130 (300)

В скобках указаны данные, ожидаемые по расчетам специалистов НИИ ВВС.

Снятие с плана истребителя с двигателем М-120 заставило специалистов ОКБ продолжить изыскания по выбору облика скоростного истребителя.

В апреле 1940 года П.О. Сухой обратился к начальнику 11 ГУ НКАП С.Н. Шишкину с просьбой заказать для опытного отдела завода №135 два двигателя М-90 с удлиненным носком, мотивируя ее тем, что «...Необходимое удлинение 300-400 мм должно обеспечить возможность установки специального капота сильно вытянутого вперед. Обычный капот на мотор с нормальным носком не может быть применен на самолете со скоростью 650-700 км/ч, т.к. местные сверхзвуковые скорости приводят к увеличению лобового сопротивления в несколько раз...».

К июлю 1940 года в ОКБ завершилась разработка эскизного проекта одноместного истребителя с двигателем воздушного охлаждения М-90 (1750 л.с.) с двумя турбокомпрессорами ТК-1.

Согласно ТТТ самолет предназначался для ведения активного воздушного боя, а также для выполнения задач по взаимодействию с наземными войсками.

В отзыве НИИ ВВС на эскизный проект отмечалось:

«1. Предъявленный конструктором проект в целом является вполне реальным, летно-тактические данные расчетом, в основном, обоснованы и обеспечены конструктивной схемой и наличием мощного мотора.

3. Принимая во внимание:

-   сравнительно невысокие показатели максимальных скоростей проектируемого самолета;

-   что постройка самолета может быть закончена не ранее февраля - марта 1941 года, в то время, как подобный самолет И-185 М-90 уже построен.

Постройку самолета с М-90 и 2ТК-1 конструкции тов. Сухого П.О. считать нецелесообразной».

В заключении было указано, что утвердить эскизный проект не представляется возможным, а главному конструктору предлагалось: «...направить на ближайшее время работу своего КБ на доводку серийного самолета ББ-1 с М-88 в части ВМГ и максимальных скоростей, на быстрейшее внедрение в серию модификации самолета ББ-1 с М-81, \ М-90, на постройку опытного самолета ОБШ с М-71, на доводку опытного самолета ББ-2 с М-88 и истребителя И-330 с М-105».

SuFtrWW005.jpg

SuFtrWW006.jpg

SuFtrWW007.jpg

Общий вид И М-90 (реконструкция)

Оглавление