Оглавление

SR_177011.jpg

Проект палубного варианта SR. 177

SR_177012.jpg

Опытный SR.53 в Косфордском музее.

В июле 1956 г. министерство финансов одобрило выделение средств для постройки первой партии из 27 самолетов SR.177, включая прототипы, предсерийные и первые серийные машины. Начало летных испытаний было намечено на апрель 1958 г. Ввиду ограниченных производственных возможностей компании «Сандерс-Ро», серийное производство предполагалось осуществлять на заводе фирмы «Армстронг-Уитворт». Интерес к самолету проявлялся и за рубежом. Правительство США изъявило намерение в рамках военной помощи частично финансировать разработку SR.177, а командование ВВС ФРГ рассматривало этот проект в качестве потенциальной замены дозвуковых истребителей. Дабы облегчить проникновение на германский рынок, руководство «Сандерс-Ро» начало переговоры с концерном «Хейнкель АГ» на предмет лицензионного производства SR.177.

Казалось бы, самолет ждет прекрасное будущее, но в судьбу проекта вмешались политики. В Англии нашелся «свой Хрущев», отдававший предпочтение ракетам - министр обороны Дункан Сэндис. Изданная под его руководством в 1957 г. «Белая книга» предусматривала сворачивание всех программ разработки пилотируемых перехватчиков (за исключением «Лайтнинга» фирмы «Инглиш Электрик») и приоритетную разработку зенитных управляемых ракет. В соответствии с этим, количество одобренных к постройке образцов SR.177 сокращалось до пяти, а все работы по этому проекту приобретали исключительно экспортную направленность. Это вызвало закономерное беспокойство потенциального зарубежного заказчика. Военные ФРГ начали подозревать, что британцы собираются «подсунуть» им непригодный самолет, поскольку сами-то отказались принять SR.177 на вооружение.

Масла в огонь подлили конкуренты «Де Хэвиллэнд» из британской же фирмы «Роллс-Ройс». В пылу конкурентной борьбы они заявили о неработоспособности двигателя «Гирон», пытаясь продать немцам свой собственный ТРД RB.153.

Окончательно «крест» на проекте SR.177 поставило изменение требований ВВС ФРГ, пожелавших вместо узкоспециализированного истребителя-перехватчика получить многоцелевой истребитель-бомбардировщик. И если концерн «Локхид» сумел кое-как приспособить к этой роли свой «Старфайтер», то британский самолет с его комбинированной силовой установкой не имел никаких шансов. SR.177 так и не поднялся в воздух - в декабре 1957 г. программа была официально закрыта (к тому времени был изготовлен лишь макет самолета и около 70% комплектующих для первого прототипа, к постройке которого так и не приступили).

Пытаясь спасти задел по проектам SR.53 и SR.177, фирма «Сандерс-Ро» предложила создать на их базе экспериментальный высотный скоростной самолет - аналог американского Х-15. Предполагалось, что стартовав с борта переоборудованного бомбардировщика «Вэлиент», самолет сможет достичь высоты 75-80 км, развив скорость М=3. Но это предложение не нашло поддержки в правительственных кругах, более озабоченных экономией средств, чем поддержанием национального престижа. В конечном итоге, работы по проекту SR.53 были официально прекращены в июне 1960 г. Первый опытный образец этого самолета находится в авиационном музее в Косфорде, служа напоминанием об одной из «тупиковых ветвей» на древе эволюции современных реактивных самолетов.

Оглавление