Оглавление

MuBrzVVS009.jpg

Линейка самолетов, ожидающих реставрации. В центре — С-82

Еще одним экспонатом, установленным перед входом в музей является ВАе 748 - транспортно-десантный самолет британского производства. История «748»-го началась в 1958 году, когда фирма AVRO предложила проект 20-местного транспортника короткого взлета и посадки. Спрос оказался незначительным для организации серийного производства и проект был передал в дочернюю Hawker Siddeley, перед которой была поставлена задача на базе этой машины построить увеличенную версию. 24 июня 1960 года в воздух поднялся прототип - G-APZV. В серии самолет получил наименование AVRO 748. После слияния ряда британских фирм изменилось и название ВАе 748. Два двигателя Rolls-Royce Turboprop Dart Mk 514 позволяли транспортнику с максимальным взлетным весом 23133 кг летать на дальность 1300 км со скоростью до 452 км/ч. Самолет строился во многих модификациях и разлетелся в разные страны мира. Шесть машин серии 2А были в 1967 году заказаны бразильскими ВВС, где получили наименование С-91. К своему пятидесятилетию борт 2504 очутился на вечной стоянке.

Вдали от ангаров, уже на охраняемой и закрытой от публики территории авиабазы, стоит еще несколько машин, дожидающихся очереди на реставрацию. Среди них - двухбалочный С-82 американской фирмы «Fairchild», ставший прообразом С-119, известного по фильму «Air America» и публикациям о самолетах специального назначения.

С-82 был разработан по заказу армии США и совершил первый полет в 1944 году. После завершения Второй мировой войны проект был остановлен, но к тому времени «Fairchild» построила уже 223 экземпляра, использовавшиеся при высадке десантов, доставке грузов и буксировке планеров. С-82 сыграл важную роль в обеспечении продовольствием Западного Берлина в ходе т.н. «берлинского воздушного моста 1946-1947 гг.». Две «звезды» Pratt & Whitney R-2800-85, мощностью по 2100 л.с. каждая, позволяли самолету с максимальным взлетным весом 24545 кг летать со скоростью до 400 км/ч. Стоила машина по тем временам немало - 440 тысяч долларов. После войны устаревающие транспортники начали распродавать, а то и просто дарить бедным союзникам. Один из С-82 оказался в Бразилии, где после нескольких десятилетий интенсивной эксплуатации стал кандидатом на восстановление уже в качестве музейного экспоната.

Рядом дожидается своей очереди транспортник С-46 «Commando». История гласит, что 26 марта 1940 г. компания «Curtiss-Wright» подняла в воздух прототип 36-местного коммерческого авиалайнера, имевшего обозначение CW-20. Его фюзеляж большой вместимости привлек интерес армии США, предполагавшей использовать самолет для грузовых и транспортных перевозок и аварийной эвакуации. Последовал заказ на военную версию С-46 под наименованием «Commando», имевшую двигатели R-2800-43 мощностью по 2000 л. с. С-46 активно применялся в конце войны на Тихом океане, в Корейском конфликте, при организации Берлинского моста. Избыток боевой техники попал на гражданский рынок и в союзные страны. В том числе и в Бразилию.

Осмотрев самолеты на рулежке, посетитель попадает непосредственно в помещение музея. Вход сюда бесплатный. В центре экспозиции первого же зала - точная копия знаменитого Santos-Dumont 14 bis, история которого описана выше. Первенец европейской авиации окружен многочисленными бипланами межвоенного периода. Основу экспозиции составляет продукция американских фирм, плохо известных в России. Например, пара бипланов WACO. Компания была создана в 1921 году под названием «Weaver Aircraft Company Ohio» группой бывших летчиков. В 1924 году фирма переехала в городок Трои и получила наименование «Advance Aircraft Company», сохранив за собой ставшую уже известной торговую марку WACO (кстати, неплохо бы нынешним теоретикам интеграции и глобализации, в том числе и в отечественной авиации, поучиться на исторических примерах бережному отношению к бренду). Конструкторы фирмы спроектировали до 1946 года более 80 самолетов и планеров преимущественно гражданского назначения. До 1942 года основу продукции составляли легкие учебные, связные, почтовые бипланы. В годы Второй мировой фирма WACO серийно изготовляла планеры, использовавшиеся в день «Д» при высадке парашютных и посадочных десантов на побережье Нормандии.

MuBrzVVS010.jpg

WACO CJC

Оглавление