Оглавление

Имелись в Черногории и другие летательные аппараты, к примеру, вертолеты Ми-8Т. Правда, все пять вертолётов находились в непригодном к полетам состоянии. Затем четыре из них прошли капитальный ремонт на украинском предприятии «Авиакон», после чего были проданы Киргизии. Пятый Ми-8Т сохранён как музейный экспонат. Из четырёх учебных самолётов Utva-75 один разбился в 2008 г., остальные пребывают в непригодном для полётов состоянии. Таким образом, главной силой черногорских ВВС осталась эскадрилья вертолётов «Газель» (15 машин в вариантах ХО-42, ХИ-42, ХО-45, ХН-45М). Ресурс вертолетов быстро расходовался, а договориться о ремонте вертолетов на заводе в сербской Батайнице не удалось из-за организационных проблем. Пришлось последовательно отправлять по одному вертолету на дефектацию и модернизацию в компанию ИКАР (г. Баня Лука, столица Боснии и Герцеговины), имеющую лицензию от консорциума „Еврокоптер" на выполнение работ на вертолетах «Газель». В ходе ремонта обновили интерьер кабины, установили оборудование, отвечающее стандартам ICAO.

Хотя ВВС Черногории являются самыми маленькими среди ВВС всех шести государств, образовавшихся на обломках Югославии, задачи они ставят перед собой весьма амбициозные. В числе первых была принята программа по созданию регионального вертолетного учебного центра, так как пропускная способность аэродрома и авиабазы Голубовцы - важного учебного центра СФРЮ и СРЮ - позволяла предоставлять услуги по обучению и тренировкам иностранным пилотам. Сам аэродром располагается в местности с большим количеством солнечных дней в году (около 250), а география Черногории идеальна для отработки любых полётных заданий: от полётов над морем и равнинной местностью, до полётов над горными вершинами высотой 2500 м и самым глубоким в Европе ущельем. Программа представлена представителям НАТО под названием RCHPT (Regional centre for helicopter pilot training - региональный центр для подготовки вертолётчиков). На авиабазе Голубовицы прошли подготовку два курса вертолетчиков ВВС Македонии, а летчики германских ВВС тренировались здесь перед отправкой в Афганистан полетам над горами. Кроме подготовки лётчиков, перед вертолетчиками ВВС Черногории стоят задачи оказания авиационной поддержки сухопутным войскам на побережье, эвакуации раненых и больных, поисково-спасательные работы (сокращённое натовское обозначение - MEDEVAC & SAR).

MNGldIgH006.jpg

"Золотые орлы"

С целью демонстрации натренированности летчиков командование черногорской армии и, в особенности регионального вертолетного центра, в 2009 г. приняло решение о формировании вертолётной пилотажной группы по образцу „шершней" — „Золотые орлы" (Златни орлови), также состоящую из четырех «Газелей». Первое выступление новой пилотажной группы состоялось 4 сентября 2009 г. на церемонии празднования юбилея создания партизанского аэродрома на Брезнимах в 1944 г.

Программа „Золотых орлов" отчасти повторяет программы «шершней», что не удивительно: трое из четырех летчиков „Орлов" ранее летали в «шершнях». Командир группы майор Ванче Янчовский был командиром «Стршлени»; имея налет 3000 часов на вертолетах «Газель» и Ми-8 майор Янчовский является одним из самых опытных вертолетчиков Черногории. Лётчики группы носят красные комбинезоны (цвет флага Черногории), вертолёты же не получили отличительной окраски: для показов используются те же машины, которые выполняют повседневные задачи. Программа пилотажной группы несколько отличается от программы группы «Стршлени». На 31-м чемпионате мира по парашютному спорту в классических дисциплинах, проходившем в Черногории на аэродроме Капино поле возле Никшича, было организовано крупное по черногорским меркам авиашоу. «Золотые орлы» выступали на нем в следующем составе: ведущий Ванче Янчовский, правый ведомый Дражен Малушич, левый ведомый Шахбаз Белхадин и замыкающий Анджелко Бртан. Программу открывал проход реактивного G-4 в сопровождении четырех «Газелей». Интересно, что программа выполнялась на закате по причине жары, обыкновенной в Черногории для конца августа. При выполнении прохода скорость G-4 с выпущенным шасси была минимальной, в то время как «Газели» летели на максимальной для себя скорости 240 км/ч. За проходом последовало «сольное выступление» ведущего пилотажной группы, выжимавшего из «Газели» максимум возможного. Далее следовала демонстрация возможностей G-4 подполковником Зораном Катаничем, ранее летавшим в пилотажной группе ВВС Югославии «Летающие звёзды» на «Супергалебе» (налет подполковника Катанича составляет 1800 ч). Затем следовал сбор четверки «Газелей», «поклон» вертолетов зрителям и выполнение в динамичном снижении «ромба», «стрелы», «колонны». После выполнения самого рискованного манёвра «ступень» программу завершило «зеркало»: вертолёты встают один напротив другого, после чего переходят в планирование. К сожалению 2 сентября 2011 г. произошла катастрофа: разбился вертолет «Газель», погибли три находившихся на борту члена экипажа, включая летчика «Орлов» Шах-база Балхадина.

Оглавление