Оглавление

Вертолёт „Газель"

В то время, когда лёгкий многоцелевой вертолёт SA-341 Gazelle (Газель) совместной британо-французской разработки появился на свет, это была революционная машина: она выделялась среди других вертолетов исключительно изящными, аэродинамически чистыми линиями, применением современных сплавов и композитных материалов в конструкции, а также необычным рулевым винтом-фенестроном. На все это быстро обратили внимание представители югославского военного руководства. В тот же год, когда эти вертолёты приняли на вооружение ВВС Франции и Великобритании, „Югоимпорт СДПР" приобрёл лицензию на производство, а двумя годами позднее началась подготовка к серийной постройке вертолета в Югославии. Документацию получил и внёс свои изменения Воздухоплавательно-технический институт в Жаркове (ВТИ Жарково).

У производителя в 1973-1976 гг. был приобретён 21 экземпляр (в варианте SA-341H), а с 1978 г. началось производство машин в Югославии на фабрике «Соко» (Мостар, Босния и Герцеговина). Двигатель «Астазу» (Astazou) IIIБ  мощностью 440 кВт изготавливался на фабрике «21 мая» в Раковице (Сербия), а разные детали изготавливали фабрики, разбросанные по всему простору СФРЮ.

MNGldIgH003.jpg

Противотанковый вариант вертолета "Газель"

ВВС Югославии приняли от завода «Соко» 94 вертолёта SA-341X в нескольких вариантах исполнения: ХО-42 - общего назначения, ХС-42 - поисково-спасательный, ХИ-42 „Гера" - разведывательный и ХН-42М „Гамма" - противотанковая версия. Противотанковая версия вооружалась ракетами советской разработки, также производившимися по лицензии в стране (9М14М „Малютка" класса „воздух-земля" и „воздух-море" и „Стрела-2" класса „воздух-воздух", предназначенные для самообороны). Военное руководство пожелало установки более мощной моторной группы, и в 1986-1991 гг. завод „Соко" произвел дополнительно 63 „Газели" в варианте SA-342L с двигателем  «Астазу XIV» мощностью 631 кВт в двух основных модификациях: базовая ХО-45 и противотанковая ХН-45М «Гамма». Группе «Стршлени» достались как раз машины позднего выпуска с более мощным мотором.

MNGldIgH004.jpg

Кабина и приборная панель вертолета "Газель"

В дополнение к странам, возникшим после развала СФРЮ, «газели» «Соко» летают и по всему миру, поскольку покупателям были предложены гражданские (демилитаризованные) модификации по очень низким ценам. Несколько «газелей» летает и в небе России. Ныне «газели» уже не производят, однако большинство бывших югославских пилотов немедленно вам ответят, что не поменяли бы их ни на какой иной вертолёт того же класса. Такого статуса «Газель» добилась благодаря отличным характеристикам манёвренности и надёжности, убедительно доказанной в мирное и военное время.

Рождение „Золотых орлов"

После референдума о независимости Черногории 21 мая 2006 г., военное руководство Черногории активно приступило к перестройке вооружённых сил, в том числе авиации, по стандартам НАТО. Во вновь сформированном соединении бригадного типа, получившем название Ваздухоплавна База Войска Черногории, продолжили службу техника и часть личного состава бывшей 172-й бригады ВВС Югославии. Программа строительство ВВС Черногории не предусматривает наличия на вооружении реактивных самолетов, поэтому летчики учебно-боевых самолётов G-4 прошли переучивание на вертолёт «Газель». Из 17 «унаследованных» Черногорией от Югославии G-4, шесть машин в октябре 2010 г., после продолжительных переговоров, перегнали в Сербию на 204-ю авиабазу в Батайнице; семь самолетов в непригодном для полётов состоянии продали одному хорватскому предпринимателю, а оставшиеся четыре используются для тренировки лётного состава и изредка выполняют полеты на авиашоу.

MNGldIgH005.jpg

Оглавление