Оглавление

ПЕРВЫЕ МОРСКИЕ ТОРПЕДОНОСЦЫ

Юрий КУЗЬМИН

Историкам отечественной авиации известно, что 24 августа 1917 г. старший лейтенант А.Е. Грузинов поднял в первый полёт огромный торпедоносец ГАСН, который впоследствии В.Б. Шавров в своей книге «История конструкций самолётов в СССР» окрестил «первым в мире морским торпедоносцем».

Самолёт, который сконструировали Дмитрий Павлович Григорович и Михаил Михайлович Шишмарёв, действительно был велик: размах крыла 28 м - почти столько же, сколько у «Ильи Муромца».

Испытания проходили успешно, и военное министерство заказало 10 торпедоносцев. Но грянула революция, затем национализация авиапромышленности. Только осенью 1920 г. единственный прототип вновь поднялся в небо. Хотя деревянный самолёт три года простоял без обслуживания, ничего не сломалось. Но 4 ноября 1920 г. после аварийной посадки из-за отказа двигателя его бросили, не вытащив на берег. Он вмёрз в лёд, и больше уже не восстанавливался.

Так печально закончилась судьба этой неординарной конструкции.

FrstTrp001.jpg  FrstTrp004.jpg

FrstTrp005.jpg   FrstTrp003.jpg

ГАСН

ГАСН действительно вошел в историю. Но вот то, что В.Б. Шавров назвал его «первым в мире морским торпедоносцем», не совсем верно.

Еще летом 1915 г. англичане подвесили 14-дюймовую торпеду весом 367 кг под серийно выпускавшийся гидросамолёт-бомбардировщик Short S.184. Для этого пришлось переделать шасси и усилить фюзеляж.

Как упоминалось в статье А.Артемьева, в августе 1915 г. Short 184 стал первым самолетом, успешно атаковавшим реальную цель.

FrstTrp002.jpg

Short 184

Но если же говорить о специально спроектированном морском торпедоносце, то в Великобритании им, пожалуй, был AD.1000, который в 1914 г. сконструировал Харис Бут. Строительство необычного гидросамолёта началось осенью 1914 г. на заводе John Samuel White & Со Ltd. (Wight Aircraft).

Это был пятиместный четырёхстоечный биплан с двойным фюзеляжем, одним толкающим (в центральной гондоле) и двумя тянущими (в балках) двигателями Sunbeam мощностью по 310 л.с. с четырехлопастными винтами.

Шасси состояло из двух основных и двух хвостовых поплавков. Два руля высоты и руль направления были снабжены большой роговой компенсацией. Элероны только на верхнем крыле. Экипаж размещался в трёх отдельных кабинах, у каждого мотора был свой механик. Под центральной гондолой подвешивалась одна 356 мм торпеда массой 367 кг.

FrstTrp009.jpg

AD.1000

Самолёт, получивший флотский номер N.1358, был готов весной 1915 г., но вот двигателей Sunbeam ещё не было. Гидроплан простоял целый год, но так и не взлетел. Одной из причин была неуверенность моряков в прочности поплавкового шасси для такой огромной машины, размах крыла которой был равен 35 м.

Но хотя Short 184 - первый морской торпедоносец, применённый в бою (и добившийся победы), пальма первенства в создании самолётов такого типа англичанам не принадлежит.

Оглавление