Оглавление

Истребитель-бомбардировщик Сиань JH-7: «Фантом» по-китайски

Владимир ИЛЬИН

FB_JH-7001.jpg

В XXI веке военная авиация Китайской Народной Республики по своей численности и совокупной боевой мощи прочно утвердилась на почетном третьем месте в мире. На рубеже 2011-2012 гг. в составе Народно-Освободительной Армии Китая (объединяющей все вооруженные силы КНР, в том числе ВВС и ВМС), насчитывалось 2600 самолетов и вертолетов (по сравнению с 13000 у США и 3700 у России). При этом у Китая имелось 1450 боевых самолетов, по сравнению с 2800 у США и 1500 у России. Более 10% этого парка составляли тяжелые сверхзвуковые истребители-бомбардировщики Сиань JH-7, входящие в 25% китайских авиационных комплексов национальной разработки (включающих, также, истребители J-8, J-10, и Q-5). Остальные 75% самолетов, имеющихся у китайских ВВС и морской авиации (J-7, Су-27, J-11, J-11B, J-15, Н-6) являются либо чисто российскими, либо разработанными в Китае на базе российских (советских) прототипов.

Если истребитель-бомбардировщик Q-5, являющийся «сверхглубокой» модификацией МиГ-19, стал первым «почти китайским» боевым самолетом, то появившийся четверть века спустя JH-7 (также первоначально относившийся к классу истребителей-бомбардировщиков) можно назвать китайским уже без кавычек: он практически полностью (исключая силовую установку и, вероятно, отдельные элементы БРЭО) разрабатывался и полностью (уже без исключений) строился силами авиационной промышленности Китайской Народной Республики. Таким образом, JH-7 является значительно более «китайской» машиной, чем принятый на вооружение несколькими годами позже многоцелевой истребитель J-10, имевший зарубежный прототип, проектировавшийся с зарубежной помощью и оснащенный двигателем зарубежного производства.

Как и в случае с самолетом Q-5, появившимся на свет после обобщения боевого опыта применения авиации НОАК в ходе китайско-тайваньского конфликта 1955 года, непосредственным «толчком» к разработке авиационного ударного комплекса JH-7 также послужили результаты военного вооруженного конфликта. 19 января 1974 года китайские вооруженные силы высадились на Парасельские острова, расположенные в Южно-Китайском море и находившиеся тогда под властью «марионеточного южновьетнамского правительства». В течение нескольких часов сопротивление сайгонских войск было сломлено и острова полностью перешли под контроль КНР. Американцы, к тому времени уже ушедшие из Вьетнама и лишь наблюдавшие за агонией сайгонского режима, благоразумно предпочли не вмешиваться в происходящие события.

Несмотря на успешное завершение операции по занятию Парасельских островов, в ходе боевых действий выявился и ряд слабых сторон вооруженных сил КНР. В первую очередь, это относилось к авиации. На аэродромах, расположенных вблизи спорных территорий, было развернуто, в общей сложности, 115 летательных аппаратов, принадлежащих ВВС и морской авиации Китая. Они совершили за период боевых действий более 400 вылетов, считавшихся боевыми, однако ни один из краснозвездных самолетов так и не появился непосредственно над районом боев, находившемся всего в 230 км от побережья КНР (о. Хайнань). Имеющиеся тогда на вооружении авиации НОАК истребители-бомбардировщики Q-5 и истребители J-6 (МиГ-19) просто не располагали для этого необходимым радиусом действия, а применение устаревших бомбардировщиков Н-5 (Ил-28) было затруднено из-за опасения больших потерь, которые могла нанести группировке этих «престарелых» самолетов авиация противника, располагавшая новейшими по тому времени сверхзвуковыми истребителями F-5E. Затрудняло применение китайской авиации и несовершенство (или полное отсутствие) бортовых навигационно-прицельных систем, устаревшие средства связи, управления и РЭБ. В результате флот Китая был вынужден действовать без воздушной поддержки, а первый самолет ВМС НОАК появился над Парасельскими островами лишь через несколько часов после того, как противник сложил оружие.

Вскоре после подведения итогов боевых действий в Южно-Китайском море ВМС и ВВС КНР представили министерству обороны свои предложения, направленные на скорейшую разработку новых ударных самолетов с увеличенным радиусом действия, предназначенных для действий как на морских, так и на сухопутных ТВД. В этой связи следует отметить, что хотя концептуальные исследования облика перспективного истребителя-бомбардировщика, призванного прийти на смену как Q-5, так и Н-5, начались в КНР еще в 1973 году, события вокруг Парасельских островов придали им мощный дополнительный импульс. Министерство обороны КНР пришло к выводу, что состояние авиационной промышленности и экономики страны не позволит одновременно осуществлять две независимые, но близкие программы создания авиационных ударных комплексов. В результате было принято решение о разработке единого самолета в двух предельно унифицированных вариантах - для ВВС и ВМС.

Оглавление