Оглавление

К очевидным недостаткам F-22A относят отсутствие нашлемного прицела летчика и неспособность в текущей конфигурации самолета поддерживать обмен информацией в единой сети. Интеграция нашлемного прицела невозможна из-за особенностей компоновки кабины истребителя, в то время как работа в направлении обеспечения обмена информацией с истребителями четвертого поколения F-15 и F-16, а также самолетами ДРЛОиУ, ведется. Фактическая невозможность интеграции F-22A в единое информационное поле боя не позволила (и не позволяет) использовать их в Ираке и Афганистане. Некоторые эксперты называют F-22A скорее политическим, нежели реальным оружием.

Ограниченные возможности самолета F-22A в части поражения наземных целей стали одной из причин принятия решения о закрытии производства самолетов данного типа после сборки последнего из 187 заказанных истребителей. Вооружение класса «воздух-поверхность» F-22A способен нести в центральном отсеке вооружения вместо четырех из шести УР воздух-воздух средней дальности. В отсек возможна подвеска одной КАБ JDAM среднего калибра или четырех бомб малого диаметра. Вероятно, способность F-22A нести бомбы на внутренней подвеске, при сохранении малозаметности в радиолокационной области спектра, позволила ВВС США снять с вооружения самолеты Локхид F-117A.

F-22A способен выполнять бомбометание со сверхзвуковых скоростей полета, что позволяет существенно увеличить дальность поражения цели. Так на испытаниях с F-22A на скорости М=1,5 была сброшена 454-кг бомба JDAM, поразившая цель на удалении 39 км от точки сброса. В отличие от F-35, истребитель F-22A не способен самостоятельно наводить управляемое оружие класса «воздух-поверхность» с лазерным наведением.

ПОТЕРИ

28 сентября 2004 г. F-22A блок 2 из 411-й испытательной эскадрильи 412-го авиакрыла попал в спутную струю от самолета сопровождения F-16. Было превышено ограничение по перегрузке +7,3g. Самолет выполнил благополучную посадку на авиабазе Эдварде, но из-за потери прочности в воздух больше не поднимался. В марте 2007 г. передан в музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон, шт. Огайо.

20 декабря 2004 г. F-22A блок 10 из 422-й испытательной эскадрильи 53-го авиакрыла потерял управления после серии самопроизвольных колебаний по тангажу и крену и разбился в районе авиабазы Неллис. Пилот благополучно катапультировался. Как выяснилось, летчик выполнил предполетную проверку бортовых систем не в полном объеме, вероятная причина аварии — сбой в работе систем управления полетом.

25 марта 2009 г. разбился F-22А блок 10 из состава 411-й испытательной эскадрильи 412-го авиакрыла. Предположительно, летчик-испытатель Дэвид Кули потерял сознание при выполнении испытательного полета с авиабазы Эдварде. Самолет в пологом пикировании столкнулся с землей. Летчик пришел в сознание и успел катапультироваться за две секунды до столкновения самолета с землей, но высоты не хватило и он погиб.

16 ноября 2010 г. при выполнении тренировочного полета ночью в составе пары разбился истребитель F-22 «Рэптор» из 525-й эскадрильи 3-го авиакрыла, пилотируемый капитаном Джеффом Хэни. Последний радиоконтакт с летчиком имел место в 19.40 местного времени, примерно в это же время самолет пропал с экранов РЛС. Последнее место радиолокационного контакта находилось примерно в 170 км севернее Анкориджа, Аляска.

В поисково-спасательной операции были задействованы вертолеты НН-60 «Пэйв Хок» и самолеты НС-130, наземная техника поисково-спасательных групп авиабазы Элмендорф и 11-го координационного спасательного центра Национальной гвардии штата Аляска. Летчик второго истребителя F-22 после выполнения дозаправки в воздухе также принял участие в поиске. Поиск пропавшего самолета продолжался всю ночь. Место падения истребителя было обнаружено с воздуха днем 17 ноября 2010 г. 17 и 18 ноября на место падения прибыл группы личного состава 3-го авиакрыла, 673-й авиабазы и 3-й бригады армии США, а также представители поисково-спасательной службы национальной гвардии штата Аляска.

19 ноября было объявлено о гибели летчика, который ранее считался пропавшим без вести. Капитан Хэни служил в ВВС США с 2003 г., с июня 2006 г. проходил службу на Аляске. О гибели летчика объявил командир 3-го авиакрыла полковник Джек МакМиллан: «На основе донесений с места падения самолета, после двух суток интенсивных поисков на земле и с воздуха, мы установили, что капитан Хэни из самолета не катапультировался». Поисковая группа обнаружила на месте падения фрагменты катапультного кресла.

F-22Duti004.jpg F-22Duti005.jpg

Обломки F-22 из 422-й эскадрильи

Место катастрофы F-22 на Аляске

Обломки самолеты были вывезены с места падения к 1 декабря 2010 г. Официальные лица ВВС США особо отметили необходимость эвакуации обломков самолета, так как «в современных самолетах, изготовленных из КМ, таких как F-22, используются материалы, которые могут представлять угрозу для здоровья людей, взявших их в руки». Личный состав, задействованный в сборе и перевозке обломков, был снабжен респираторами, защитными очками и толстыми «индустриальными» перчатками.

СПИСАННЫЕ САМОЛЕТЫ:

YF-22A: передан в музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон, шт. Огайо. 2 сентября 2009 г. Военно-транспортным самолетом С-5 «Гэлэкси» первый прототип был доставлен на авиабазу Эдварде и после реставрации выставлен в музее Летно-испытательного центра ВВС США.

F-22A блок 1: передан для проведения баллистических испытаний в лабораторию авиационной живучести, авиабаза Райт-Паттерсон, шт. Огайо

F-22A блок 1: передан на авиабазу Тинделл, шт. Флорида, для обучения инженерно-технического состава

F-22A блок 10. передан на авиабазу Хилл, шт. Юта, для обучения инженерно-технического состава

F-22A блок 10. передан на авиабазу Лэнгли, шт. Вирджиния, для обучения инженерно-технического состава

Оглавление