Оглавление

EF2000Tf004.jpg EF2000Tf005.jpg
Рисунок проекта истребителя Хоукер Сиддли Р.106 Модель проекта истребителя Хоукер Сиддли Р.110

В конце концов, от идеи сверхзвукового самолета КВВП отказались. Вместо требований AST-403 были сформированы требования AST-409 к дозвуковому штурмовику КВВП. В результате реализации этих требований в 1980-х годах был создан самолет Бритиш Аэроспейс «Харриер» GR.5, модифицированный в дальнейшем в вариант GR.7.

К концу 1970-х годов в некоторых странах Западной Европы остро встал вопрос о приближающейся замене устаревающих истребителей, принятых на вооружение в 1950 -1960-х годах. Например, ВВС ФРГ предстояло заменять истребители Локхид F-104G «Старфайтер» и Макдоннелл-Дуглас F-4F «Фантом». Перед английскими ВВС встала задача замены парка истребителей F-4K/M «Фантом» и БАК «Лайтнинг». В Италии готовились к снятию с вооружения истребителей F-104S и Фиат G.91. В этих условиях США предприняли активные попытки по продаже в Европу истребителей нового поколения Дженерал Дайнэмикс F-16. В ответ на это европейские страны, чтобы не попасть в зависимость от США, активизировали собственные усилия по исследованиям облика перспективных истребителей.

Во второй половине 1970-х годов в ФРГ фирмы «Дорнье» и МВВ вели исследования истребителя завоевания превосходства в воздухе. Фирма «Дорнье» при техническом содействии американской фирмы «Нортроп» разработала проект истребителя ND-102. Выполненный по схеме «бесхвостка» самолет имел трапециевидное крыло и силовую установку, состоящую из двух ТРДДФ Пратт-Уитни PW1120 тягой по 8260 кгс. Расчетная взлетная масса самолета ND-102 составляла 11340 кг. Для обеспечения высокой маневренности предусматривалась система отклонения вектора тяги двигателей.

В 1979 г. фирмы «Бритиш Аэроспейс» и МВВ в соответствии с межправительственным соглашением приступили к поисковым исследованиям проекта европейского истребителя ECF (European Combat Fighter). Вскоре выяснилось, что недостаточное финансирование не позволяет вести работы на требуемом уровне. Поэтому Великобритания и Германия стали настаивать на подключении других европейских стран к проекту истребителя ECF.

В 1980 г. к фирмам «Бритиш Аэроспейс» и МВВ присоединилась фирма «Дассо-Бреге».

Участникам исследований было известно, что Италия также занимается проектом будущего истребителя, но пока в совместных работах участвовать не планирует.

Одновременно с проектом европейского истребителя ECF в каждой из четырех стран (Великобритания, Германия, Франция и Италия) фирмы исследовали собственные самолеты. В Великобритании фирма «Хоукер Сиддли» (позднее «Бритиш Аэроспейс» и далее «БАЕ Системз») предложила несколько проектов легких сверхзвуковых истребителей LCA (Light Combat Aircraft), выполненных по схеме «утка». Наиболее продвинутыми были проекты самолетов Р.106 и Р.110.

Истребитель Р.106 имел стреловидное крыло небольшого удлинения с изломом по носку, стреловидное ПГО и один ТРДДФ. Расчетная скорость соответствовала числу М = 1,8, взлетная масса составляла 10000 кг. В состав вооружения должны были входить УР класса воздух - воздух «Скайфлэш», а также управляемое оружие класса воздух - поверхность.

Самолет Р.110 представлял вариант истребителя Р.106, но с силовой установкой из двух ТРДДФ. Фирма «Хоукер Сиддли» рассматривала и другие однодвигательные истребители (проекты Р.159 - Р. 163), представлявшие собой варианты американского истребителя F-16, но с уменьшенными размерами.

Немецкая фирма «Мессершмитт-Белков-Блом» (МВВ) предлагала проект истребителя TKF-90 (Taktisches Kampf Flugzeug-90), выполненного по схеме «утка» с подфюзеляжным воздухозаборником и двухкилевым вертикальным оперением. Самолет иногда имел обозначение JF-90.

EF2000Tf006.jpg EF2000Tf007.jpg
Рисунок проекта истребителя TKF-90 (JF-90) Макет истребителя АСА

Оглавление