Оглавление

Многоцелевой истребитель Еврофайтер EF2000 «Тайфун»

Виктор БЕЛЯЕВ

EF2000Tf001.jpg

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ

В начале 1970-х годов в период «холодной войны» в странах НАТО и Варшавского Договора постоянно создавались новые виды вооружения, в том числе авиационного. Значительное внимание уделялось созданию истребителей для завоевания превосходства в воздухе. В США были разработаны истребители Макдонелл-Дуглас F-15 и Дженерал Дайнэмикс F-16, поступившие на вооружение ВВС. Для ВМС и Корпуса морской пехоты США разрабатывался истребитель-бомбардировщик Нортроп (Макдоннелл-Дуглас) F/A-18. В ответ на это в Советском Союзе были созданы истребители МиГ-29 и Су-27.

В Западной Европе, непосредственно противостоящей Вооруженным Силам Советского Союза и восточно-европейским странам Варшавского Договора, появилась острая необходимость получить самолет, способный бороться с истребителями МиГ-29 и Су-27. Было очевидно, что находившиеся в то время на вооружении в европейских странах НАТО старые истребители Локхид F-104, Макдоннелл-Дуглас F-4, Инглиш Электрик «Лайтнинг», Дассо-Бреге «Мираж» III и F1 не могут конкурировать с советскими самолетами нового поколения. Поэтому в Западной Европе начались активные поисковые исследования будущих истребителей.

В тот период достаточно актуальной была проблема создания истребителей КВВП, оснащенных подъемно-маршевой силовой установкой или комбинированной установкой, состоящей из подъемных и маршевых двигателей. В частности, в 1971 г. ВВС Великобритании выработали требования AST-396 к перспективному истребителю-бомбардировщику КВВП, предназначенному для замены самолетов Хоукер Сиддли «Харриер» и SEPECAT «Ягуар». В 1972 г. появились требования AST-403, предусматривающие разработку истребителя КВВП для завоевания превосходства в воздухе. Во второй половине 1970-х годов в соответствии с требованиями AST-403 появился проект истребителя Р.96, внешний облик которого во многом напоминал создававшийся в США истребитель Макдоннелл-Дуглас F/A-18 «Хорнит». В то время проект самолета F/A-18 был уже в значительной степени продвинут на мировом рынке, поэтому больших шансов для самолета Р.96 на аналогичный успех практически не было. Позднее был предложен проект самолета КВВП Р.103. Самолет был выполнен по схеме «утка» со стреловидным ПГО и двумя подъемно-маршевыми ТРДДФ, размещенными в поворотных гондолах на крыле.

EF2000Tf002.jpg EF2000Tf003.jpg
Рисунок проекта самолета КВВП Р.103 Модель истребителя Нортроп-Дорнье ND-102

Оглавление