Оглавление

DaxfMuz004.jpg

В-17

В следующем ангаре у входа вас встретит «Харрикейн», из кабины которого вылезает торжествующий летчик. Здесь, как и в музее Королевских ВВС в Хендоне, вы увидите много восковых фигур, оживляющих экспозицию. Композиция не удивительна — зал посвящен «Битве за Англию». Рядом — натуральный искореженный «мессершмитт», якобы севший на «брюхо» и возле него восковой часовой в каске-тарелке. Все точно как на известной фотографии 1940 г. — тот же камуфляж, те же эмблемы на самолете. И модификация та самая — Bf 109E. А еще в зале стоят зенитные пушки, прожектор, макет бомбоубежища в натуральную величину. Имеется и кустарный броневичок на шасси легковой машины, который британские авиаторы собирались использовать для отражения немецкого десанта. Разумеется, есть и «Спитфайр» (их в музее, наверное, с десяток). В том же ангаре для любителей техники помоложе — «Си Виксон», английский «Фантом» F-4K, «Джэвлин», МиГ-21 и несколько вертолетов. Здесь же стоит одинокий биплан BE.2 времен Первой мировой войны. Надо сказать, что в отличие от Хендона, подобных самолетов почти столетней давности в Даксфорде очень немного — штук пять, не более.

Некоторые стоящие в экспозиции машины способны летать. Проходя мимо палубного истребителя-биплана «Нимрод» 1930-х гг., мы обратили внимание на то, что в моторе копается механик. Он обернулся и сказал: «Через полчаса полетим!». Действительно, минут через двадцать пяток технарей выкатил биплан через стену, сложившуюся гармошкой, его прицепили к колесному трактору и поволокли на летное поле. Там истребитель заправили, прогрели мотор и раритет, которому под 80 лет, гордо оторвался от земли и сделал «коробочку» под аплодисменты зрителей (см. фото на цветной вкладке).

Таких летающих экспонатов много, в основном это истребители: «Спитфайр», «Харрикейн, «Мустанг», «Хэллкэт» и другие. Но есть и «Летающая крепость», которую тоже поднимают в воздух по разным праздникам.

Другие самолеты, наоборот, показаны в состоянии до реставрации или отремонтированными лишь частично.

DaxfMuz005.jpg

F-111 и В-52

Два больших ангара заняты ремонтными мастерскими. В отличие от наших музеев, туда пускают посетителей. Правда, ходить можно только по определенным маршрутам, ограниченным бархатными канатиками на стойках. Но и это крайне интересно. Мастерские хорошо оснащены, работает много людей. Реставрируют не только самолеты даксфордского музея, но и по заказам других музеев, частных коллекций и отдельных лиц. Соответственно, и трудятся не только штатные сотрудники музея.

Например, уже несколько лет группа энтузиастов пытается довести до летного состояния «Бофайтер» австралийского производства. Средств им, видимо, не хватает. Возле самолета стоит стол с плакатиком: «Мы собрали деньги на один элерон и сделали его. Копим на второй!». На столе — ржавый искореженный элерон, рядом с ним — новенький, и прозрачный ящик, на дне которого монеты и бумажные деньги.

Тут же — результаты успешной работы реставраторов. Несколько «Спитфайров», Р-40С, «Аэрокобра», «Мохаук» (экспортный вариант американского истребителя Р-36), «Корсар», «Тексан», «Хэллкэт» и «Биркэт». Прекрасно смотрится немецкий транспортник Юнкере Ju 52/3m. Причем, это настоящий самолет военного времени, а не послевоенная французская машина, как в Мюнхене. Ряд самолетов пребывает в незавершенном состоянии.

За перегородкой — зал, в который обычно посетителей не пускают. Нас — пустили и охотно показали, что там находится. А находятся там самолеты, ждущие реставрации или принадлежащие частным владельцам, которые за деньги поручают музею следить за их состоянием. Среди первых нас заинтересовал Не 111 испанского производства (с моторами «Мерлин»). Его будут реставрировать именно в этот вариант, а не маскировать под немецкую машину. Среди вторых обнаружились палубный истребитель «Уайлдкэт» в прекрасном состоянии (он еще и летает). Там же оказалась реплика И-15бис, сделанная в Новосибирске. Как нам объяснили, машина куплена неким миллионером из Петербурга, который предпочитает держать ее постоянно в Англии и время от времени приезжает на нее посмотреть.

А вот уникального истребителя Ла-11, вывезенного в свое время из нашего Монина якобы для временной экспозиции и не возвращенного назад, увидеть не удалось. Сотрудникам музея о его судьбе ничего не известно. Самолет некоторое время действительно находился в Даксфорде, но принадлежал не музею, а некоей фирме. Предполагают, что сейчас он разобран и хранится в одном из ангаров, сдаваемых в аренду. Идут даже слухи, что этот истребитель собираются перепродать (что совершенно незаконно, поскольку он числится собственностью музея ВВС России).

Оглавление