Оглавление

An-12171.jpg

Советские летчики из состава 154-го авиаотряда отправляются домой после спецкомандировки в Египет. Аэродром Каир-Вест, декабрь 1973 года

РЭБовские Ан-12 продолжали нести боевое дежурство в Сирии до 1982 года. Поводом для прекращения их службы стали известные события июньского конфликта в Ливане, показавшие, что с техникой десятилетней давности против Израильской авиации и ПВО, что называется, до зубов оснащённых суперсовременными электронными системами и средствами РЭБ, просто нечего делать. Результатом этого открытия и «разбора полётов», вызвавшего настоящее потрясение в верхушке отечественного Минобороны и ВВС в частности, стали весьма суровые мероприятия - от слетевших погон ответственных до экстренных попыток нагнать упущенное (впрочем, эта история выходит за рамки нашего рассказа...).

Ан-12Р имелись также в составе 16-й ВА, дислоцированной на территории ГДР. Входя в состав специализированного 39-го отдельного разведывательного авиаотряда на базе Шперенберг, они занимались ведением разведки радиотехнических средств на западном направлении.

Разведкой особого рода занимались самолеты Ан-12РХ, осуществлявшие радиационно-химический контроль атмосферы. Хотя ведущие державы уже с 1963 года договорились о прекращении ядерных испытаний в открытой среде, нагонявший их Китай наращивал ядерный потенциал, периодически опробуя образцы таких вооружений. Китайский ядерный полигон находился в пустынных районах на западе страны, у озера Лоб-Нор, в нескольких сотнях километров от советской границы. Оборудованные фильтрогондолами для забора проб атмосферного воздуха и дозиметрической аппаратурой Ан-12РХ выполняли полеты вдоль границ в Средней Азии и Забайкалье, собирая информацию о состоянии и ходе китайской ядерной программы, позволявшую судить о степени адекватности угроз пекинских лидеров, готовых посчитаться едва ли не со всем миром. В частности, удалось получить объективные доказательства наличия в Китае термоядерного оружия.

ПОД ЧУЖИМ НЕБОМ

Выполняя реальные боевые задачи, экипажи ВТА обеспечивали снабжение союзников СССР по всему миру — от Вьетнама и Индии до Африки. Особо напряженными были рейсы на Ближний Восток, где Ан-12 стали работать уже с 1961 года, осуществляя поддержку арабских стран. Здесь не прекращавшаяся конфронтация с Израилем, а временами друг с другом, нуждалась в восполнении столь же хронических потерь. Полной отдачи потребовали лето и осень 1967 года, когда после катастрофической по последствиям «шестидневной войны» те лишились массы боевой техники и почти всей авиации. В считанные месяцы Ан-12 доставили в Египет, Сирию, Ирак и Алжир 320 т военных грузов и 390 самолетов-истребителей, в которых те нуждались в первую очередь (любопытно, что западные наблюдатели оценивали возможности «воздушного моста», в лучшем случае, в доставку 150 истребителей, считая, что советская ВТА большего количества переправить бы не сумела).

В грузовую кабину Ан-12 нормально умещался МиГ-17 с отстыкованными консолями, однако для погрузки МиГ-21 приходилось идти на ухищрения: при четырехметровой высоте истребитель был великоват для транспортника, но его удавалось закатить, «осадив» на хвост (задранный нос МиГа при этом упирался в потолок грузоотсека). Задачи экипажей, помимо близости израильских берегов, кораблей и самолетов НАТО, затруднялись еще и сложной штурманской обстановкой при отсутствии привычных навигационных средств, в роли которых потребовалось задействовать «плавучие маяки» - расставленные в Средиземном море корабли советского ВМФ. Впрочем, участие в боевых действиях летчикам засчитывать не торопились, определив, что «официальной» войны нет, да и сама их работа выдавалась за деятельность «Аэрофлота», окраску которого многие Ан-12 несли и дома.

Для прикрытия Египта от ударов с воздуха по просьбе правительства страны в конце 1969 года была осуществлена «Операция Кавказ» - развертывание там советских зенитных и истребительных частей. Для переброски из СССР авиационной группы, включавшей 70 истребителей МиГ-21, потребовалось более сотни рейсов Ан-12 на аэродромы Каир-Вест, Бени-Суэф и Джинаклиз. При первом же рейсе 20 декабря 1969 года разгружавшийся в аэропорту назначения Ан-12 попал под налет израильских «фантомов» (к счастью, обошлось без потерь). К концу января задача была полностью выполнена и советская авиагруппа приступила к боевому дежурству.

Очередной арабо-израильский конфликт в октябре 1973 года вновь потребовал срочной поддержки поиздержавшихся партнеров. В первую очередь требовались запчасти и боеприпасы. Спешно поднятые по тревоге части ВТА для оперативности принимали боевую технику и вооружение непосредственно с армейских складов и прямо в группах советских войск на территории Польши, ГДР и ЧССР, где были заложены запасы на случай «большой войны», прямым ходом перебрасывали ее на Ближний Восток. В помощь арабским армиям были доставлены 1700 советских специалистов и свыше 8157 т грузов и вооружения, значительную долю которых вновь составляли истребители МиГ-21. Для их доставки ВТА произвела 725 рейсов на Ан-12 и 78 - на Ан-22

Только для обеспечения развертывания в Египте отдельного авиаотряда на разведчиках МиГ-25РБ, которые должны были отслеживать обстановку вдоль линии фронта, ВТА выполнила из СССР 72 вылета на Ан-12 и 12 - на Ан-22. Приступивший к деятельности в середине октября 1973 года авиаотряд также имел в своем распоряжении «персональный» Ан-12 для срочных перевозок и доставки Генштабу отснятых фотоматериалов. После прекращения боев на Ан-12 в Египет доставлялись части ООН и группа военных наблюдателей от советской стороны (тех отправляли настолько срочно, что и фото в загранпаспорта им пришлось вклеивать уже в самолете). "Воздушный мост" на египетском направлении пришлось задействовать еще раз, но при обстоятельствах совсем иного характера...

Оглавление