Оглавление

Летчики индийских ВВС, чьи Ан-12 также комплектовались бомбардировочным вооружением, использовали его в реальной боевой обстановке в войне с Пакистаном в 1971 году. Ан-12 успешно атаковали нефтебазы, склады, аэродромы и даже боевые порядки войск противника непосредственно на поле боя. Вылеты выполнялись по ночам, для точности удары обычно наносились с предельно малых высот. Самолеты несли при этом от 12 до 24 бомб и напалмовых баков, как советского, так и западного производства. Индийцам сопутствовала удача: произведя несколько десятков боевых вылетов, результативность которых считалась вполне приемлемой, они не потеряли ни одного Ан-12, в то время как из числа «настоящих» бомбардировщиков «Канберра» были сбиты 5 машин.

Установленная на Ан-12 фотоаппаратура позволяла вести попутную дневную и ночную фоторазведку, а также контроль за результатами десантирования. Специальные разведывательные модификации самолета оборудовались более широким ассортиментом оборудования, включая и станции радиотехнической разведки.

На морских просторах главной задачей являлось отслеживание корабельных группировок, в первую очередь, — авианосных ударных и многоцелевых (АУГ и АМГ). Контроль за перемещениями авианосцев становился важнейшей целью, будучи, однако, крайне нелегким делом - за сутки, маневрируя и используя разнообразные средства маскировки, те могли пройти 1000 - 1200 км. Вместе с тем работа многочисленных корабельных радиотехнических средств делала возможной фиксацию радиопереговоров и пеленгацию источников излучения, определяющую положение корабельного ордера.

An-12169.jpg

По мере устаревания оборудования постановщики помех на базе Ан-12 переоборудовались в обычные транспортные машины. На борту данного самолета видны заплатанные следы от прежнего специального оборудования

An-12170.jpg

Самолет-разведчик авиации Северного флота в полете над Атлантикой в сопровождении норвежского «Старфайтера»

Помимо службы в морской авиации на Балтике, ТОФ и СФ, разведчики Ан-12Р привлекались к выполнению патрульных полетов в Средиземноморье. Развернутая здесь с 1968 года 5-я оперативная эскадра советского ВМФ была лишена надежной сети береговых пунктов наблюдения и управления (даже ее штаб был плавучим и располагался на «стационере» — крейсере «Жданов», занимавшем одну из стоянок в море). Для отслеживания оперативно-стратегической обстановки в восточной части Средиземноморья с правительством Египта в марте 1968 года было заключено соглашение о размещении там группы самолетов-разведчиков. Сформированная на базе частей морской авиации 90-я отдельная дальнеразведывательная эскадрилья (одраэ) имела смешанный состав, включая как разведчики Ту-16Р, так и занимавшиеся патрулированием противолодочные Бе-12 и Ил-38. Однако их подготовка потребовала времени, и первой летом 1968 года на аэродром Каир-Вест прибыла пара Ан-12Р. Аэродром находился довольно далеко от моря, из-за чего вскоре разведчики Ан-12 перебазировали на аэродром Мерса-Матрух в небольшом курортном городке на средиземноморском побережье. В патрулируемую зону Средиземноморья входили районы до Италии и Сицилии на западе и Мраморного и Ионического морей на севере с задачей отслеживания кораблей НАТО (в первую очередь - 6-го флота США), наблюдение за морскими маневрами, а также снабжением Израиля морскими путями. Применение разведчиков Ан-12 значительно сдерживалось недостаточной дальностью полета — даже «налегке» они по радиусу действия в полтора раза уступали Ту-16Р.

Помимо разведчиков, в этом районе действовал отряд постановщиков помех Ан-12. Самолеты из состава 117-го полка выполняли задачи радиотехнической разведки, в том числе — по вскрытию системы ПВО Израиля в интересах арабских союзников. Первая группа из четырёх Ан-12ППС была направлена в Сирию в октябре 1970 года, её экипажи сменялись по истечении годичного срока, а с 1972 года численность группы сократили до двух машин. К прикрытию ударных групп арабской авиации в непрекращающемся конфликте «войны на истощение» они, однако, не привлекались ввиду очевидного риска ввода самолетов в боевое соприкосновение с противником, где несущий арабские опознавательные знаки достаточно крупный самолет неизбежно становился привлекательной целью (достаточно было и публикации в «Правде» летом 1970 года под заголовком «Фальсификаторы», в которой клеймились западные измышления о будто бы находящихся в Египте советских военнослужащих).

Оглавление