Оглавление

Первые Ан-12Р с разведоборудованием появились в начале 60-х годов и комплектовались той же бортовой аппаратурой, которая устанавливалась и на транспортных вариантах самолета, выпускавшихся в то время. В ходе доработок часть бортового специального и навигационного оборудования была заменена новыми образцами. Самолеты оснащались различными аэрофотоаппаратами, станциями радиоразведки и другим спецоборудованием. Увеличенный по сравнению с базовой моделью запас топлива позволял находиться в воздухе длительное время и действовать на значительном удалении. Некоторые машины в ходе модернизации получили помеховые станции защиты.

В 1969 году на базе Ан-12БП начался выпуск небольшой серии Ан-12РХ, предназначенного для радиационной и химической разведки. Его отличительной особенностью являлись две унифицированные фильтрогондолы, которые устанавливались в носовой части фюзеляжа и служили для отбора проб атмосферного воздуха. В грузовой кабине размещались комплекты для анализа и разведки с рентгенометрами и различное лабораторное оборудование. Для проведения химической разведки выше крепления фильтрогондолы справа на фюзеляже устанавливался обтекатель со специальной аппаратурой.

В 1969 году на испытания вышел бомбардировщик и постановщик морских мин АН-12БКВ. Боевая нагрузка располагалась в грузовом отсеке. Сброс бомб или мин осуществлялся посредством стационарного транспортера через открытый грузовой люк. На нем можно было разместить до 70 бомб калибром 100 кг, до 32 250-кг или до 18-22 калибром 500 кг. Имелись и другие варианты боевой загрузки, например 18 морских мин. Испытания показали приемлемую эффективность использования Ан-12БКВ для бомбометания только по площадным площадям, поскольку для поражения точечных целей установленного на Ан-12 штатного прицельного оборудования оказалось недостаточно. Сказывалось и большое рассеивание бомб, сбрасываемых из открытого грузолюка. Выпуск небольшой серии машины был начат в 1969 году в Ташкенте. Все транспортные модификации самолета, оснащенные транспортером, в случае необходимости можно было переоборудовать в бомбардировщик непосредственно в строю.

An-12051.jpg

Самолет радиационно-химической разведки Ан-12РХ вернулся из полета

An-12052.jpg

«Разоруженный» спецсамолет Ан-12РХ продолжил службу в качестве обычного транспортника

Поступление в ВТА все большего числа военно-транспортных самолетов нового поколения, резкое расширение районов их возможного применения и качественный рост сложности задач потребовал поднять на новый уровень обучение личного состава и, прежде всего, штурманов.

Для этих целей в 1970 году были создан учебно-штурманский самолет Ан-12БШ (на базе Ан-12Б или БП), а позднее и Ан-12БКШ, базой для которого служил Ан-12БК. В грузовой кабине обычно размещалось 10 рабочих мест курсантов с комплектами радио- и навигационного оборудования для их обучения. Переоборудование транспортных машин в учебно-штурманские осуществлялось в Ташкенте.

Несколько особняком стоит построенный в конце 70-х годов опытный самолет Ан-12БЛ, оснащенный четырьмя противорадиолокационными ракетами, подвешенными на пусковых устройствах по бокам передней части фюзеляжа и под крылом. Он предназначался для «проламывания» брешей в противовоздушной обороне противника и должен был следовать к цели в строю транспортных самолетов и постановщиков помех. Для обнаружения работающих РЛС и целеуказания головкам самонаведения ракет машину оснастили соответствующим оборудованием. Испытания Ан-12БЛ прошли успешно, но комплекс, в состав которого входила дорогая и сложная в эксплуатации жидкостная ракета, на вооружение ВТА принят не был.

В начале 70-х годов в СССР, основываясь на опыте ближневосточных конфликтов, а также войны во Вьетнаме, развернулись работы по созданию воздушных командных пунктов различных звеньев управления. Их появление было обусловлено необходимостью значительно увеличить эффективность работы армейских групп управления, повысить их живучесть, мобильность и устойчивость действий. Для корпусного и армейского звена в 1970 году был разработан аванпроект воздушного командного пункта Ан-12БК-ВКП, имеющего дополнительное связное оборудование, способное работать как в воздухе, так и на земле, а также два десятка рабочих мест для офицеров управления. В 1975 году один Ан-12Б был переоборудован специально для командующего Военно-транспортной авиацией и оборудовался легкосъемным герметическим модулем на 20 человек в грузовой кабине, а также мощным комплексом средств боевого управления.

An-12053.jpg

Самолет-разведчик Ан-12Р на аэродроме авиации Северного флота. Данная машина несет модернизированный комплекс оборудования с заметными отличиями антенных систем

Оглавление