Оглавление

100YSrb004.jpg 100YSrb006.jpg

Иван Сарич у своего самолета

Самолет Блерио «Олуй» первый сербский военный (вооруженный) самолет

В январе 1913 г. русская газета «Новое время» на собственные деньги купила один самолет «Фарман VII», подарила его армии Сербии и направила вместе с ним русского летчика Кирштаяна. В операции по освобождению Скадра черногорским войскам оказывали помощь самолеты сербского «приморского аэропланного отряда» («приморски аероплански одред»). В трагический день 20 марта 1913  г. в пробном полете разбился Михайло Петрович - первая жертва сербской авиации. Три сербских самолета принимали участие во 2-й балканской войне, производя разведку позиций болгарских войск.

Истощенная двумя балканскими войнами сербская армия дождалась 1914  г., а вместе с ним и Мировой войны. Тем не менее, сербская армия была оснащена самым современным вооружением. К примеру, артиллерия Сербии по качеству превосходила австро-венгерскую. Проблема заключалась в численном превосходстве противника. А вот авиация Сербии представляла собой тогда символическую силу - всего семь изношенных самолетов. Главные союзники Сербии — Франция и Россия — сначала не хотели поставлять Сербии самолеты, отдавая приоритет снабжению собственных армий. Французы в первые девять месяцев войны отказывались передавать Сербии 12 заказанных самолетов, хотя сербы уже оплатили их постройку. Царская Россия не предоставила самолетов, зато одобрила выделение кредита на сумму в 6 млн. рублей на покупку Сербией самолетов в других государствах.

Важную для сербской армии информацию в сражении на Цере дал экипаж сербского самолета «Блерио». Речи о ключевом вкладе авиации в победы сербов при Цере и Колубари идти, конечно, не может, но летчики продемонстрировали отменную храбрость, искусство и верность долгу. Появление в небе своих самолетов оказывало сильный психологический эффект на сербские войска. В августе и декабре 1914 г. удалось захватить несколько австро-венгерских самолетов Lohner B.I BUB, выполнивших вынужденные посадки в результате повреждений, полученных от огня артиллерии. Первый воздушный бой состоялся 27 августа 1914 г. Тогда один вооруженный австрийский самолет атаковал невооруженный сербский аэроплан, но его летчик Миодраг Томич сумел уйти от неприятеля. Наконец, спустя девять месяцев правительство Франции направило в Сербию свою эскадрилью MF-93 из 12 самолетов «Фарман» MF.11 (пять из них позже подарили сербской армии) и примерно сто военнослужащих. Первая сербская авиашкола была создана в 1915 г., но сложное военное положение, в котором оказалась Сербия, воспрепятствовало ее дальнейшей работе. Франция передала два уже не новых самолета «Блерио» XI, которые в Сербии получили собственные имена «Олуй» и «Вихор» (буря и вихрь). «Олуй» был первым сербским боевым самолетом - на нем установили пулемет Schwarclose M.08. Трофеями сербов в 1915 г. стали один турецкий «Блерио» и один австро-венгерский «Авиатик». 2 августа 1915 г. сербы выполнили первый полет на бомбометание. Экипаж сбросил небольшие бомбы и стрелы на колонну неприятельских войск. Из России поступили два воздушных шара постройки фирмы «Треугольник» и семь артиллерийских батарей, включая одну зенитную с пушками калибра 76 мм. Эта батарея, положившая начало ПВО Сербии, 15 августа 1915 г. сбила австро-венгерский аэроплан; до конца войны батарея сбила еще два неприятельских самолета. В это же время для стрельбы по воздушным целям адаптировали несколько полевых орудий. Из-за драматичного ухудшения ситуации на Балканском театре военных действий в конце 1915 г., король принял решение вывести войска с территории Сербии. Тогда был уничтожен и первый воздушный шар «Cpбиja» После вывода сербской армии через Черногорию и Албанию в Грецию на остров Корфу, там была сформирована новая авиационная эскадрилья.

100YSrb005.jpg

Сербская эскадрилья на Солунском фронте

В мае 1916 г. сербские летчики начали выполнять полеты в составе пяти сербско-французских эскадрилий в Микри под Солуном. Эскадрильями командовал майор-француз, основной задачей являлась поддержка сербских наземных войск. Период возрождения сербской армии был использован для обучения нового поколения летчиков, техников и кадетов.

 

Оглавление