Михаил Лисов
Фото В. Мелентьева
Военно-технический музей в Лешанах создан относительно недавно, в 1996 г., на базе фондов Музея вооруженных сил на Жижковой горе в Праге. Музей, собственно говоря, находится даже не в Лешанах, деревеньке в 33 км от Праги, а на берегу реки Сазавы по дороге между упомянутым населенным пунктом и деревней Крханице.
При входе в музей посетителей встречает печально знаменитый «розовый танк». История его такова. В мае 1945 г. одним из первых в Прагу ворвался экипаж Т-34-85 63-й гвардейской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса с бортовым номером 1-24. Командовал машиной гвардии лейтенант Иван Григорьевич Гончаренко. Согласно представлению к награждению Орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно), лейтенант захватил Манесов мост над Влтавой и вступил в бой с 13 вражескими самоходками, две из них сжег, но и в советскую машину попали два снаряда, второй из которых оказался смертельным для 25-летнего парня из украинского села Сушилово. По некоторым свидетельствам, «тридцатьчетверка» пала жертвой огня пары «Хетцеров», прикрывавших отход немцев. Были тяжело ранены механик-водитель и чех-проводник. Так что подвиг Гончаренко — отнюдь не выдумка пропагандистов.
Уже в июле 1945 г. в присутствии И.О. Конева на площади Штефанек был открыт памятник Гончаренко. На оперативно сооруженный пьедестал водрузили ИС-2. Почему именно тяжелый танк, теперь уже никто рассказать не может. С 1948 г. памятник официально считался культурным достоянием Чехословакии, а площадь переименовали в Площадь советских танкистов. К подножию монумента возлагали венки.
В 1991 г. «освобожденные чехи» решили покуражиться над памятью советских солдат. Некий весьма «талантливый» художник и скульптор, известный среди прочего композицией младенцев, ползающих по пражской телебашне, скульптурой Святого Вацлава, сидящего на перевернутом дохлом коне, а также композицией, представляющей Саддама Хусейна в полуобнаженном виде, связанным и в аквариуме из формальдегида, решил очередной раз прославить свое имя. То, что его родители остались живы благодаря советскому солдату, этого «культуртрегера» не остановило. Он перекрасил ИС-2 в розовый цвет. После протеста жителей чешской столицы и посольства России танку вернули первоначальный вид. Но воодушевленные «смелостью» художника, за перекраску танка взялись депутаты парламента. В конечном итоге, ИС-2 «в розовом» перевезли в артиллерийские казармы в Лешаны, где он и стал экспонатом.
А сам «творец», отсидевший менее 15 суток «за хулиганство», не успокоился и создал новую композицию — остатки Т-34, погружающегося в землю. Танк был, конечно, розового цвета. После вмешательства посла Российской Федерации Василия Яковлева, к голосу которого присоединился тогдашний премьер Чехии Милош Земан, это «произведение искусства» из Праги удалили. Фамилию «Герострата» я не упоминаю намеренно. И читателю не советую искать. Имя такого «творца» надо забыть, а вот о провокации — помнить.
Но вернемся в музей. Экспозиция размещается в десяти залах экспозиции. Кроме того, имеются навесы и открытые площадки, включая «танковую арену», на которой ежегодно машины демонстрируются во всей красе, т.е. в движении по грязи. Коллекция насчитывает к настоящему моменту более 350 натурных экспонатов, самый старый из которых датируется 1890 г.
Первый ангар посвящен продукции Чехословацкой Республики с момента ее провозглашения до ввода частей вермахта на территорию страны и объявления оставшихся неприсоединенными к рейху Богемии и Моравии протекторатом. Основу экспозиции составляют боевые машины, выпущенные концерном «Шкода». В 1920 г. на предприятии были блиндированы первые национальные боевые машины: 12 броневиков, созданных на основе грузовиков «ФИАТ-Торино», в том же году поступили в чехословацкую армию.
В начале 1930-х гг. инженеры «Шкоды» вступили в острую конкурентную борьбу за контракты на поставку бронетанковой техники. В 1931 г. на основе английской «Carden-Loyd» Mk.VI была разработана танкетка MU-2, а через два года — MU-4, вооруженная двумя пулеметами. Эта машину построили в единственном экземпляре, который сейчас и находится в музее. Военные отдали предпочтение танкетке P-I фирмы ЧКД (ČKD Praha).
Другой образец творчества инженеров «Шкоды», представленный в музее, — танк LT vz.35. Эту машину начали проектировать в 1934 г. В следующем году под названием S-ll-a танк был принят на вооружение чехословацкой армии, выиграв конкурс у конкурента из ЧКД. Однако заказ на танки был размещен на обоих заводах под обозначением LT vz. 35 (т.е. «легкий танк образца 1935 г.»). Всего до 1938 г. для национальной армии выпустили 298 машин. Интерес к танку проявили Афганистан и Болгария, а Румыния приобрела лицензию на его выпуск. Но София получила машины лишь в 1940 г. уже от немцев, которые присвоили им обозначение PzKpfw. 35(t).