Трактор С-65 с 280-мм мортирой обр. 1939 г. (Бр-5), ставший трофеем немцев летом 1941 г..
«Сталинец-65» со 152-мм гаубицей-пушкой обр. 1937 г. (МЛ-20). Трактор оснащен кабиной.
Широкое использование в РККА народнохозяйственных тракторов позволило не только рассматривать эксплуатирующуюся в народном хозяйстве технику как мобилизационный резерв в военное время, но и использовать инфраструктуру народнохозяйственных наркоматов в мирное время для обслуживания и ремонта средств механической тяги РККА. В частности, ремонт осуществлялся машинотракторными мастерскими (МТМ) Наркомата совхозов. В 1939 г. Наркомат совхозов и ГАБТУ заключили договор на проведение МТМ ремонта 246 тракторов, в том числе 206 гусеничных. На следующий год составили новый план ремонта, однако в связи с мобилизацией тракторов для военных нужд он выполнен не был.
С началом войны с Финляндией в РККА были мобилизованы тракторы различных народнохозяйственных марок, в том числе и «Сталинцы». Техническое состояние тракторов, имевшихся в войсках к началу кампании (за исключением изношенных и ранее уже проходивших капитальный ремонт С-60), оценивалось как вполне удовлетворительное. Этого, однако, нельзя было сказать о машинах, полученных из народного хозяйства. Из общего числа мобилизованных тракторов 85% составляли С-60. Их техническое состояние было неудовлетворительным: 15% тракторов требовали капитального ремонта, 85% — среднего. В лучшем состоянии поступили тракторы С-65, однако они, как правило, не были укомплектованы запасными частями, инструментами и принадлежностями. После убытия артиллерийских частей на фронт в пунктах комплектования остались непригодные к эксплуатации 171 С-60, 36 С-65 и 147 СТЗ-3.
Наличие автотракторной техники в 26 артиллерийских полках и отдельных дивизионах большой мощности ЛВО в период войны с Финляндией |
||
Наименование машины |
Положено по штату |
Имелось в частях |
Тракторы всех марок |
2548 |
1733 |
Автомобили грузовые |
1825 |
2024 |
Походные мастерские типа «А» |
66 |
16 |
Походные мастерские типа «Б» |
92 |
9 |
Автоцистерны |
281 |
37 |
Водомаслозаправщики |
30 |
1 |
Походные зарядные станции |
16 |
2 |
Составлено по: Механическая тяга в артиллерии, с. 31 со ссылкой на архив Штаба артиллерии Советской Армии, ф. 22, on. 483 сс, арх. 1.
В период боевых действий подавляющее большинство (48%) тракторного парка составляли СТЗ-3, С-60 - 26%, С-65 - 20%, «Коминтерн» — 5%, СТЗ-5 — не более 1% парка.
После окончания войны с Финляндией, на основании письма ГУ КА РККА №М1-166450 от 14 апреля 1940 г. и решения Экономсовета №543 от 17 апреля того же года, мобилизованные тракторы возвратили в народное хозяйство.
В 1937—1938 гг. был проведен комплекс полигонных и войсковых испытаний тракторов «Ворошиловец» и транспортного СТЗ, после чего 19 декабря 1939 г. постановлением КО при СНК их приняли на вооружение. Но фактически артиллерийские части комплектовались главным образом не тракторами специальной постройки, а народнохозяйственными образцами. Это, с одной стороны, позволило за 1940 г. и первую половину 1941 г. полностью перевести на механическую тягу всю артиллерию РГК и корпусную артиллерию, до половины — дивизионную и часть полковой артиллерии. С другой стороны, хотя артиллерия и была укомплектована средствами механической тяги на 102%, специальные тягачи составляли лишь 26,3% парка. Самыми массовыми к 1941 г. тракторами в артиллерии были «Сталинцы» С-60 и С-65. Причем, если парк народнохозяйственных С-65 превышал штатную численность примерно в 2 раза, то С-60 — примерно в четыре десятка раз.
Численность, состав и качественное состояние тракторного парка советской артиллерии на 1 января 1941 г. |
|||||
Марка трактора |
Положено по штату |
Имеется в артиллерийских частях |
Требует среднего ремонта |
Требует капитального ремонта |
Неисправны |
«Ворошиловец» |
733 |
228 |
23 |
15 |
38 |
«Коминтерн» |
6891 |
1017 |
164 |
87 |
251 |
«Комсомолец» |
2810 |
4401 |
506 |
337 |
843 |
С-60 |
44 |
1631 |
206 |
343 |
549 |
С-65 |
3068 |
7170 |
677 |
320 |
997 |
СТЗ-3 |
384 |
3658 |
504 |
348 |
852 |
Ст-2 |
951 |
- |
- |
- |
- |
СТЗ-5 |
5478 |
2839 |
251 |
55 |
306 |
«Коммунар» |
94 |
504 |
71 |
198 |
269 |
Составлено по: История отечественной артиллерии, т. Ill, Артиллерия советской армии до Великой Отечественной войны (октябрь 1917 г.- июнь 1941 г.), кн. 8, Советская артиллерия в период между гражданской и Великой Отечественной войнами) 1921 г. - июнь 1941 г.). - М.-Л., 1964, с. 333. |
В первые дни Великой Отечественной войны артиллерийские части понесли катастрофические потери в материальной части и живой силе, в результате их обеспеченность автотранспортом и тракторами во второй половине 1941 г. и в начале 1942 г. составляла порядка 30—40%. Наряду со средствами механической тяги были утрачены и многие орудия большой мощности, в основном захваченные на марше в исправном состоянии наступающими немецкими частями.
Для восполнения потерь и укомплектования вновь формируемых и развертываемых до штата военного времени частей была организована мобилизация автомобилей и тракторов из народного хозяйства. В результате РККА получила от народного хозяйства 30,9 тыс. тракторов. Кроме того, предприятия промышленности с начала войны изготовили и поставили в армию 3099 тракторов С-65 и 1781 трактор СТЗ-3. Это позволило в значительной степени восполнить потери, и к 1 сентября 1942 г. тракторный парк включал 39900 машин.