Оглавление

СТАЛЬНЫЕ КОНИ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК

Александр Кириндас

При подготовке статья использованы иллюстративные и документальные материалы РГВА и частных коллекций.

TrS60-65001.jpg

 

К 22 июня 1941 г. в РККА насчитывалось 44900 тракторов. Более трети парка (т.е. 38,7%, или 17400 машин) приходилось на народнохозяйственные «Сталинцы» С-60 и С-65. Специальных артиллерийских тракторов «Комсомолец» имелось 6,7 тыс., «Коминтернов» — 1,5 тыс., а «Ворошиловцев» — всего 800. К сентябрю 1942 г., несмотря на потери первых дней войны и прекращение производства во второй половине 1941 г., количество «Сталинцев» за счет мобилизации из народного хозяйства возросло до 19879 из общего числа 39990. К концу войны они составляли 61,8% парка всех гусеничных тракторов армейских пушечных артиллерийских бригад и 35,3% парка в артиллерийских дивизиях РВГК, оставаясь самыми многочисленными в Красной Армии. После победы «Сталинцы» продолжили службу или вернулись в народное хозяйство, где использовались до начала 1950-х гг.

Американские дедушки

В первые два десятилетия XX века в народном хозяйстве и для нужд военного ведомства России уже использовались тракторы, правда, крайне немногочисленные. В числе наиболее совершенных колесных буксирующих тракторов, нашедших применение в нашей стране, значился «Hart-Parr» («Гарт-Парр», или «Харт-Парр»), Эти тракторы предлагала на русский рынок харьковская фирма «Гельферих Саде». В 1910 г. Бюро сельскохозяйственной механики приобрело один такой трактор, тщательно его изучило, а в 1913 г. испытаниям была подвергнута улучшенная модель. Несмотря на совершенствование конструкции фирмой-изготовителем, по результатам обоих испытаний заключение не было положительным. В частности, отмечалось: «Весьма характерным для трактора Гарт-Парр является его особая чувствительность к осадкам или, лучше сказать, к влажности почвы, которая в данных условиях ставила всегда при очень небольших своих размерах пределы возможности работы трактора... Уже ранней весной можно было заметить, что в то время, когда конная пахота была в полном разгаре, трактор Гарт-Парр вследствие недостаточного просыхания поверхности почвы из-за налипания на колеса земли нормально работать не мог и уже при слабом дожде должен был прекратить работу».

Еще одним недостатком применения колесных тракторов было «испыление», или разрушение верхнего плодородного слоя почвы. Точных данных о снижении плодородности почвы при использовании колесных тракторов в Бюро сельскохозяйственной механики не имелось, но зарубежные специалисты весьма эмоционально оценивали эти машины, называя их «национальной опасностью».

Сильная зависимость от погодных условий и несущей способности грунтов существенно ограничивала область применения колесных тракторов, затрудняя их внедрение в промышленность или строительство, а также и в военное ведомство. Альтернативой трактору колесному были тракторы гусеничные или, как их еще называли, «катерпиллары». Будучи сложнее и существенно дороже, они стабильно демонстрировали высокие тяговые показатели практически независимо от состояния погодных условий и на различных типах грунтов.

Из сообщений прессы было известно об иностранных «катерпилларах»: американских «Ломбард» (тракторы «Ломбард» и «Линн» также не вполне корректно именовались «Вестерн») и «Холт», а также британском «Горнсби», но сведения о них были самые противоречивые и не всегда точные. Поэтому для изучения положения дел с изготовлением сельхозтехники и катерпилларов в Англии в 1912 г. туда был командирован представитель Бюро по сельскохозяйственной механике А.А. Арцыбашев. Он посетил несколько заводов, производящих сельскохозяйственные машины, и, в частности, уделил время осмотру фирмы Hornsby & Sons («Горнсби»). Эта фирма была известна главным образом как производитель надежных и популярных стационарных нефтяных калоризаторных (с запальным шаром) двигателей.

TrS60-65002.jpg TrS60-65003.jpg

Колесный трактор «Hart-Parr».

Оглавление