Опыт первых сражений свидетельствовал о том, что боеспособные укрепрайоны являлись для наступавших вражеских войск весьма серьезной преградой. Однако незавершенность работ, начатых в предвоенные годы, несвоевременность полного развертывания специальных частей и полевых войск, их недостаточная укомплектованность артиллерийским (противотанковым) вооружением свела на нет эффективность боевого применения укрепрайонов в начальный период Великой Отечественной войны. Сведения о боевом применении ДОТ с танковыми башнями в Великой Отечественной войне в основном имеют эпизодический (отрывочный) характер.
Результаты оборонительного строительства первого и второго периодов в целом не оправдали ожидаемую эффективность использования укрепленных районов приграничной полосы особенно в начальный период войны, на которую рассчитывало правительство и военное руководство страны.
Необходимо отметить, что до начала войны взгляды на построение системы обороны в приграничной полосе, применение укрепленных районов и их теоретические положения, разработанные советскими фортификационными школами, не в полной мере нашли своевременное понимание и не были реализованы при оборонительном строительстве приграничной полосы. Неоднозначность и противоречивость в развитии, становлении и реализации концепции советской военной доктрины привело к непоправимым ошибкам, распылению сил и средств и, в конечном итоге, к тяжелым людским и материальным потерям в начальный период войны.
Третий период оборонительного строительства охватывает годы войны (с 1941 по 1945 гг.) и послевоенное время (с 1945 по 1955 г.).
В 1941—1943 гг. осуществлялось широкое строительство оборонительных рубежей, которые включали в себя укрепленные районы, узлы обороны, районы обороны и пр. С началом войны отдел укрепленных районов Генерального штаба был развернут в управление, которое стало заниматься вопросами рекогносцировки рубежей и посадки сооружений, выпуском соответствующих инструкции, разработкой типовых проектов сооружений и рекомендаций по их использованию.
Для ведения боевых действий на вновь построенных оборонительных рубежах формировались пулеметно-артиллерийские батальоны, которые организационно сводились в укрепрайоны, насчитывающие от пяти до семи таких батальонов.
С созданием стратегических рубежей по единому плану Генерального штаба увеличился объем работ по инженерному оборудованию и содержанию укрепленных линий в тылу действовавших фронтов. В связи с этим на основании постановления ГКО от 13 октября 1941 г. был создан единый центральный орган руководства оборонительным строительством — Главное управление оборонительного строительства (ГУОС) при НКО. Для оборонительного строительства на фронтах, новых стратегических и операционных направлениях, тыловых рубежах центральному органу были подчинены фронтовые и армейские военно-полевые строительства.
Логическая структура появления НТОТ (окопа).
Вот некоторые примеры выполненных объемов инженерных работ на оборонительных рубежах. Только на Пулковском рубеже в течение двух недель усилиями ленинградцев и воинов было построено 22 батальонных районов обороны, 60 км противотанковых препятствий и проволочных заграждений, 520 огневых точек. Среди них было 300 броневых установок, в том числе и с применением танков, танковых корпусов и башен.
В 1942 г. рубежи на подступах к Москве обороняли 55 пулеметно-артиллерийских батальонов, которые по сравнению с пограничными укрепрайонами вполне оправдали себя. В ходе войны было установлено большое количество пулеметных железобетонных и металлических колпаков, огневых точек на базе танковых башен и танковых корпусов.
На рубежах Московской зоны обороны были построены: 361 км противотанковых рвов, 336 км эскарпов, 106 км надолб, 571 пушечный ДОТ, 3255 пушечных ДЗОТов, 3755 пулеметных ДОТов и ДЗОТов, 611 км проволочных заграждений, образовано 1518 км лесных завалов. Значительные работы были выполнены и в самой Москве: создано 30 км надолб, поставлено 19 тыс. ежей, 25 км проволочных заграждений, возведено 10 км баррикад и 496 артиллерийских и пулеметных точек в домах.
В июле при прорыве противника на ст. Абганерово и Тингута по приказу начальника инженерных войск Красной Армии генерала М. Воробьева военные строители в течение двух суток вывезли из Красноармейска 400 корпусов танков и танковых башен и установили их на рубеже ст. Тундутово, Карповка, Котлубань, Конная. Работы выполнялись под постоянным огневым воздействием противника. «В ходе боевого задания погибли начальник 97-го УВПС военинженер 2 ранга Чаплин, комиссар 96-го УВПС старший политрук Нестеров, комиссар 325-го УВСР политрук Чернов».
В середине июля севернее Сталинграда началось строительство рубежа «А». Полным ходом велись работы по развитию и восстановлению первой очереди рубежа «О». Для обеспечения высокой эффективности оборонительных сооружений, кроме противотанковых препятствий, строились ДЗОТы и лишь на некоторых участках использовались бронированные колпаки, сборные железобетонные и цельнометаллические конструкции, имевшиеся на заводах Сталинграда. На строительстве второй очереди рубежей «О», «К» и «С» сборные железобетонные и цельнометаллические огневые точки получили более широкое применение. По указанию обкома ВКП(б) на строительство рубежей было передано с тракторного завода (директор — К.А. Задорожный) более 400 поврежденных танковых корпусов и 380 танковых орудийных башен, с завода «Красный Октябрь» (директор — П.Л. Матвеев) — более 750 броневых колпаков, с других заводов — около 1700 железобетонных колпаков и других конструкций.
Период Великой Отечественной войны характеризовался более широким применением фортификационных сооружений с танками, танковыми корпусами и башнями при инженерном оборудовании оборонительных рубежей на всех важных стратегических и операционных направлениях. При этом максимально использовался опыт довоенного строительства по типовым проектам, наставлениям и рекомендациям. Учитывались также результаты исследований и практические предложения ученых и инженеров, которые продолжали работы в области оборонительного строительства, повышения защиты и эффективности применения фортификационных сооружений.
Одним из факторов, способствовавших техническому оснащению оборонительного строительства, стало развитие военно-инженерных наук и, в частности, фортификационной. Следует отметить, что уже в начальный период войны изменился характер фортификационного оборудования позиций и районов. Войска в обороне перешли к траншейной системе построения позиций и районов. Технология строительства ДФС из монолитного железобетона постепенно вытеснялась технологией строительства из сборного железобетона. После войны она стала основной, получила дальнейшее развитие и широко использовалась в оборонительном строительстве.
Уже в ходе войны фортификация определила основные направления технических решений по оборудованию укрепленных районов. За короткие сроки были созданы новые закрытые огневые и наблюдательные сооружения из заранее заготовленных деталей, несколько типов железобетонных колпаков, сборные железобетонные сооружения из балок и блоков. Были разработаны способы использования в фортификационных сооружениях башен советских Т-26, БТ-5, БТ-7.Т-34 и трофейных танков. Активно велась проработка вопросов по созданию новых и совершенствованию бронебашенных установок для оборудования укрепленных районов и бронезакрытий и бронеколпаков для полевых позиций. Следует отметить, что большая работа в этой области была проведена Центральным проектным инженерным институтом Сухопутных войск им. Д.М. Карбышева (ЦПИИ СВ), 43 Отдельным конструкторским бюро (ОКБ-43 под руководством М.Н. Кондакова), Научно-испытательным инженерным институтом КА.