В каждом виде испытаний проводились две серии опытов: контрольная и зачетная. В контрольной серии экипажи были одеты в обычное обмундирование, а в зачетной — в нательное белье с жилетами. Пробеги совершались при закрытых люках.
Испытуемая СКВ показала высокую эффективность. В условиях жаркого климата длительность пробега составляла от 2 ч 15 мин до 3 ч 30 мин. Эксперимент прекращался при ухудшении самочувствия испытателей и по окончании светового дня (средняя продолжительность марша — 8 ч).
Тепловое состояние членов экипажа в контрольном пробеге с включением ФВУ было близким к предельно допустимому (ректальная температура - 37,6-38,1°С, СТТ - 37,4-37,8°С; теплосодержание — 130,2—131,6 кДж/кг; интенсивность потоотделения — до 600 г/ч). В зачетной серии тепловое состояние членов экипажа в начале пробега находилось в пределах допустимого, а с включением системы СКВ становилось оптимальным (ректальная температура — 35,6—36,5°С; теплосодержание — 124—127 кДж/кг; интенсивность потоотделения—до 265 г/ч).
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы танкистов характеризовалось повышением ЧСС (в отдельных случаях — до 128 ударов/мин). В зачетной серии ЧСС и показатели гемодинамики членов экипажа находились в пределах нормы.
Анализ результатов исследований в условиях холодного климата показал, что тепловое состояние членов экипажа в контрольных сериях соответствовало допустимому уровню (ректальная температура - 36,4-36,5°С, СТТ - 35,5-36,0°С; теплосодержание — 126,1—126,8 кДж/кг), а самооценка теплового дискомфорта колебалась между «комфортно» и «тепло».
Широкомасштабные испытания СКВ проводились и в Туркестанском военном округе. Помимо основного разработчика — КБ Кировского завода, в испытаниях участвовали конструкторы Научно-исследовательского института транспортного машиностроения (ВНИИТрансМаш), врачи Военно-медицинской академии (ВМА), специалисты из Москвы и Мурома, а также различных машиностроительных предприятий.
Система обогрева танка Т-80 | Индивидуальный жилет. |
На первом этапе оценивалось влияние ФВУ, а на втором и третьем этапах — влияние СКВ на тепловое состояние экипажа. Танки Т-80 совершали марши продолжительностью 4,5 ч, причем с закрытыми люками, с максимально возможной для данных условий движения скоростью. Маршрут представлял собой кольцевую трассу протяженностью 48,3 км, проложенную в пустынной местности.
Для оценки микроклиматических факторов обитаемых отделений танка определялись следующие параметры:
- температура воздуха, вычисляемая как среднее арифметическое измерение температур в зоне головы и ног танкистов (tB);
- температура ограждающих поверхностей (to.n.);
- интегральная температура, вычисляемая как результат суммарного нагревающего действия воздуха от солнечной радиации и инфракрасного излучения (t∑);
- относительная влажность воздуха внутри и снаружи обитаемых отделений (Ψ%).
В качестве показателей теплового состояния организма членов экипажа были приняты:
- температура тела (измерялась под языком, tT);
- средневзвешенная температура кожи (CTK, tCTK);
- частота сердечных сокращений (Nc.c. );
- теплоощущение по шкале: 4 — комфортно, 5 — тепло, 6 — жарко, 7 — очень жарко;
- потери влаги (Рвл) определяемые путем взвешивания танкистов до и после марша, кг;
- потребление воды в ходе марша.
В качестве предельных показателей были приняты: tT=38°C; Nc c =140 ударов/мин; QB н=60—100 ккал (состояние перегрева); более 100 ккал накопленного тепла — полная потеря работоспособности.
Результаты первого этапа показали, что tB = 35—38°С формировала в танке Т-80 напряженный режим (см. табл.1). Температура на рабочих местах достигала 39,3—39,9°С, а относительная влажность превышала 76%. Состояние экипажа характеризовалось повышенным накоплением тепла (60 ккал). В таких условиях время работы танкиста до ощутимой потери работоспособности составляло не более 0,7—0,8 ч.
Работа ФВУ уменьшала тепловые потери танкистов путем излучения и конвекции, оставляя для этого единственный путь за счет испарения влаги с поверхности тела. В ходе марша люди теряли до 1,6 кг пота, потребление воды повышалось до 1,5 л. Неблагоприятный микроклимат снижал работоспособность экипажа: для нормализации теплового состояния требовался отдых не менее 1—1,5 ч.
Таблица 1. Параметры микроклимата в обитаемых отделениях танка |
|||||||||
Условия испытаний |
Внешняя среда |
Отделение управления |
Боевое отделение |
||||||
t°C |
Ψ,% |
t∑,°C |
tB°C |
to.n.°C |
tB°C |
to.n.°C |
t∑,°C |
Ψ,% |
|
I этап. Включена фильтро-вентиляционная установка. |
35-38 |
20-26 |
48-56 |
35,9/ 39,3 |
36,6 /40,0 |
36,6/ 39,9 |
35,8 /39,6 |
38,8 /40,8 |
32/ 76 |
II этап. Подача охлажденного воздуха в зону дыхания танкистов |
31-36 |
20-30 |
34-42 |
35,6/ 37,3 |
- |
30,2 /35,1 |
- |
30,4 /34,8 |
23/34 |
III этап. То же в жилеты и зону дыхания |
34—38 |
11-13 |
45-49 |
31,3/ 38,7 |
- |
30,3 /37,3 |
- |
29,8 /36,9 |
29 /24 |
Примечание: в числителе - в начале опыта, в знаменателе - в конце (после 4-ч марша). |
Общее самочувствие и характер изменения показателей теплового состояния при работе СКВ свидетельствовал о возможности выполнения экипажем своих функциональных обязанностей без перегрева организма в течение 6—8 ч. В тех случаях, когда параметры микроклимата обитаемых отделений танка поддерживались с помощью кондиционера, средняя скорость движения танка была выше на 16-26%.
При работе СКВ при внешних температурах 34—38°С температура воздуха на входе в жилеты составляла: у командира — 19,4—21,6°С; у наводчика — 19,7—21,1°С; у водителя — 19,7-22,3°С.