По результатам исследований разработали форсунку центробежного типа, обеспечивавшую тонкий распыл топлива при давлении 98,1 кПа (1 кгс/см2), котелок размером 155x320x380 мм с поверхностью нагрева 0,65 м2, завихритель, калоризатор, систему зажигания и другие элементы подогревателя. Предложенный подогреватель обеспечивал нагрев 120 л воды до температуры 60-65°С за 12-15 мин.
В процессе доводочных испытаний подогревателя выявили необходимость принудительной циркуляции охлаждающей жидкости, поэтому в систему подогрева ввели водяной насос.
Одновременно с проводимыми совместно с ЧКЗ работами по установке шестиступенчатой трансмиссии ИС-4 в танке ИС-5 («Объект 730») и ее испытаниям, в КБ отдела трансмиссии ВНИИ-100 для новой машины по проверенной схеме трансмиссии танка ИС-7 («Объект 260») выполнили технический проект восьмиступенчатой планетарной трансмиссии.
Образцы шестиступенчатой трансмиссии танка ИС-5 прошли испытания в ходовых условиях на ЧКЗ в танках ИС-4 и на грузовом стенде лаборатории отдела трансмиссии ВНИИ-100, а затем и на двух изготовленных опытных образцах. Одновременно с этим проводилась отработка восьмиступенчатой ПКП в танке ИС-7 (машина №4), приведенной к массе новой опытной машины.
Наряду со сравнительными стендовыми испытаниями систем охлаждения танков ИС-4 и ИС-5 («Объект 730») и шестиступенчатой планетарной трансмиссии осуществили отработку автоматики ПКП на стенде и в танке, а также системы ППО (переключатель и термозамыкатели) и др.
Несмотря на то, что основные рабочие чертежи танка ИС-5 были выданы в производство до 1 июня, в установленный срок опытные образцы для заводских испытаний так и не изготовили.
Первый корпус танка «Объект 730» поступил на ЧКЗ 30 июля, второй — 9 августа 1949 г. В течение августа завод смог только произвести монтаж бортовых редукторов, запрессовку текстолитовых втулок балансиров и выполнить подготовительные сварочные работы. В остальном сборка танков задерживалась из-за несвоевременного изготовления таких основных узлов, как:
- приводов управления (по причине внесения конструктивных изменений);
- топливных и масляных баков (в связи с неполучением ряда профилей алюминиевых трубок и листового материала с завода №95);
- планетарных трансмиссий (имелись только две ПКП, но их испытания задерживались из-за внесения конструктивных изменений по масляному насосу и сервомеханизму);
- двигателей (первый дизель испытывался на стенде, а сборка второго только заканчивалась);
- ходовой части (все детали были изготовлены, но торсионы не подвергнуты термической обработке);
- воздухоочистителей (изготовление задерживалось из-за внесения изменений по результатам испытаний);
- радиаторов (был изготовлен всего один комплект масляных радиаторов).
![]() |
![]() |
Один из двух первых опытных образцов танка ИС-5 («Объект 730») с вентиляторной системой охлаждения. ЧКЗ, сентябрь 1949 г. | Дизель В12-5 танка ИС-5 («Объект 730»). |
Только в сентябре 1949 г. ЧКЗ собрал два опытных образца ИС-5 (первый образец — к 14 сентября) с вентиляторной системой охлаждения и шестиступечатыми ПКП и провел их заводские испытания, которые показали неудовлетворительные результаты (агрегаты танка не выдержали установленного постановлением правительства гарантийного срока службы—2000км).
В связи с тем, что ходовые испытания на гарантийный километраж шестиступенчатая ПКП не выдержала, и принимая во внимание полученные положительные данные по восьмиступенчатой ПКП, руководство ЧКЗ и ВНИИ-100 приняло решение установить ее в танк ИС-5 («Объект 730»). Отдел трансмиссии ВНИИ-100 выполнил рабочий проект восьмиступенчатой планетарной трансмиссии и выдал чертежи на ЛКЗ для изготовления трех опытных образцов.
Проведенные во ВНИИ-100 и на ЧКЗ стендовые (под нагрузкой) ходовые испытания образцов шести- и восьмиступенчатых планетарных трансмиссий по отработке остановочных тормозов, автоматики механизма управления, конструкции конической передачи и ПКП в целом продемонстрировали преимущества восьмиступенчатой планетарной трансмиссии по сравнению с шестиступенчатой.
Необходимо отметить, что наряду с исследованиями по шести- и восьмиступенчатым ПКП во ВНИИ-100 подготовили и согласовали с НТК БТ и MB ВС техническое задание на проектирование гидромеханической трансмиссии для новой машины и технические условия на изготовление металлокерамических дисков трения; рассмотрели различные варианты схем этого типа трансмиссии, а также приняли участие в разработке эскизного проекта гидромеханической трансмиссии в ЦНИИТМАШ.