Разработка нового тяжелого танка массой не более 50 т была начата на основании постановления Совета Министров СССР №701-270 от 18 февраля 1949 г. (приказ Министерства транспортного машиностроения №69 от 19 февраля 1949 г.). Исполнителями были определены ЧКЗ и создаваемый в Ленинграде на территории Кировского завода Научно-исследовательский институт ВНИИ-100. Институту передавались с филиала Опытного завода №100 все производственные площади, оборудование, лаборатории, бытовые помещения, а также кадры инженерно-технических работников, рабочих и служащих. Таким образом, деятельность ВНИИ-100 началась в 1949 г. с выполнения нового правительственного задания.
В постановлении говорилось:
«..3. Обязать Министерство транспортного машиностроения (т. Носенко):
а) прекратить дальнейшую работу по проектированию и производству танков ИС-7 и всю проектно-техническую документацию, чертежи и изготовленную оснастку танка ИС-7 заложить в мобилизационный резерв;
б) приступить к разработке нового тяжелого танка, согласно прилагаемой тактико-технической характеристике (Приложение №2), весом не более 50 тонн, положив в основу проектирования этого танка агрегаты, узлы, вооружение и габариты танка ИС-4, а систему бронезащиты и построения корпуса — с танка ИС-3;
в) руководство разработкой тяжелого танка возложить на директора Челябинского Кировского завода т. Зальцмана и главного конструктора Ленинградского Кировского завода т. Котина;
г) предъявить Министерству вооруженных сил три экземпляра нового тяжелого танка в августе месяце 1949 г. на государственные испытания и десять танков в сентябре 1949 г. на войсковые испытания.
4. Обязать Министерство вооруженных сил СССР (тт. Булганина, Богданова) и Министерство транспортного машиностроения (т. Носенко) провести следующие испытания нового тяжелого танка:
- не позднее сентября 1949 г. государственные 2000-километровые испытания трех опытных образцов;
- не позднее октября 1949 г. войсковые испытания на десяти танках по специальной программе, утвержденной Министром Вооруженных сил СССР.
Министру Вооруженных сил СССР т. Булганину и Министру транспортного машиностроения т. Носенко в десятидневный срок по окончании испытаний представить в Совет Министров СССР заключение по итогам проведенных испытаний нового тяжелого танка, предложение о принятии его на вооружение и о программе производства.
...8. Обязать Министерство судостроительной промышленности (т. Горегляда) командировать на Кировский завод в г. Челябинске опытных специалистов из НИИ-46 на время разработки корпуса и башни нового тяжелого танка.
...10. Обязать Министерство судостроительной промышленности (т. Горегляда), директора Ижорского завода в г. Ленинграде (т. Кузнецова) и Министерство металлургической промышленности (т. Тевосяна) поставлять Министерству транспортного машиностроения броневые листы для танков по толщине не выше номинала и в минусовых допусках.
...14. Обязать институты ЦИАМ, ЦАГИ, ЦИАТИМ оказать техническую помощь Кировскому заводу по отработке характеристик нагнетателя, системы охлаждения, работы мотора в зимних условиях, по подбору топлива и масел и присадок к ним.
15. Обязать Министра автомобильной и тракторной промышленности т. Акопова, Министра авиационной промышленности т. Хруничева, Министра машиностроения и приборостроения т. Паршина, Министра вооружения т. Устинова, Министра металлургической промышленности т. Тевосяна, Министра промышленности средств связи т. Алексенко и Министра электропромышленности т. Кабанова обеспечить поставку для нового тяжелого танка агрегатов, приборов, подшипников, металла и других материалов по заявке в сроки и по техническим условиям, согласованным с Министерством транспортного машиностроения...
Председатель
Совета Министров Союза ССР И. Сталин
Управляющий Делами
Совета Министров СССР Я. Чадаев».
Согласно приложению №2 данного постановления, новый тяжелый танк должен был иметь:
- боевую массу — 50 т;
- экипаж — четыре человека;
- вооружение — пушка Д-25 калибра 122 мм (угол возвышения — +17±1°, угол склонения — -3±0,5°) , спаренный с пушкой и зенитный пулеметы ДШК калибра 12,7 мм, боекомплект, соответствовавший по количеству выстрелов танку ИС-4;
- механизмы наводки: вертикальной — ручной, горизонтальной — ручной и электропривод с плавной наводкой (с танка ИС-4);
- бронирование корпуса и башни по противоснарядной стойкости не ниже броневой защиты танка ИС-3 (в случае постановки на корпус танка цельногнутого бортового листа его толщина могла быть равна 80 мм);
- скорости движения — не ниже скоростей танка ИС-4; среднее давление на грунт — 75,5—78,4 кПа (0,77—0,8 кгс/см2);
- двигатель — дизель с центробежным нагнетателем и эксплуатационной мощностью 478 кВт (650 л.с);
- емкость внутренних топливных баков — 425—450 л, емкость наружных топливных баков — 300 л, емкость внутреннего масляного бака — 85 л;
- трансмиссию с механической планетарной коробкой передач и планетарным бортовым редуктором;
- ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской и мелкозвенчатой гусеницей;
- радиостанцию
10РТ и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47;
- гарантийный срок службы танка — 2000 км, двигателя — 200 ч.
В примечании оговаривалось, что окончательная ТТХ уточнялась по результатам проверки войсковыми испытаниями. При этом в боевую массу танка не входили масса дымовых шашек, приспособления для вытаскивания и укрывочного брезента.