Оглавление

В результате проведенных исследований системы охлаждения двигателя М-50Т были получены эталонные характеристики теплорассеивающей способности, установлено влияние противодавления на выпуске, разряжения на всасывании забора воздуха из моторного отделения, засоренности радиаторов, воздухоочистителей, неплотностей трубопроводов на тепло-рассеивающую способность системы охлаждения. Итоги работы позволили оценить надежность работы эжекционной системы охлаждения.

Кроме того, большой объем исследований выполнили по двигателю М-50Т, для которого были отработаны:
- режимы работы по мощности, частоте вращения, сопротивлениям на всасывании и выпуске применительно к танковым условиям;
- узлы: привод генератора, крепление стартера, приводы нагнетателя и топливного насоса, крепление крышек головок блоков, масляные, водяные и топливные наружные трубопроводы и т.д.;
-  система впуска (в основном): введено среднее соединение коллекторов, шаровое уплотнение, уплотнение компенсаторами, защита экранами и т.д.
- конструкция маслобака, позволявшая любые крены и наклоны танку вперед и назад; суфлирование дизеля; масляный редуктор, ускорявший прогрев системы; распределение маслорадиаторов и метод разжижения смазки.

С целью облегчения пуска двигателя машины в зимних условиях в лаборатории танковых агрегатов филиала Опытного завода №100 прошли испытания четыре образца опытных танковых обогревателей, работавшие по принципу газофицированного процесса на тяжелых сортах топлива — газойле и смеси газойля с керосином. По результатам испытаний один из образцов обогревателей, малогабаритный, простой в обслуживании и производительный, был рекомендован для установки в танке ИС-7.

Испытания опытных образцов танка ИС-7 в 1947—1948 гг. также подтвердили эффективность использования новой системы охлаждения двигателя, которая являлась принципиальным нововведением в танковой технике. Основанная на принципе эжекции воздуха для обдува радиаторов за счет использования энергии выхлопных газов дизеля, эта система охлаждения имела следующие преимущества по сравнению с ранее использовавшими системами:
- в три-четыре раза меньшую суммарную затрату мощности;
- большую устойчивость (стабильность) в части теплорассеивающей способности при снижении числа оборотов двигателя, особенно на режиме максимального крутящего момента;
- простоту регулировки за счет вывода части выпускных газов минуя эжектор;
- большую надежность в эксплуатации и простоту конструкции, вследствие отсутствия привода и каких-либо движущихся частей.

Разработанная и установленная эжекционная система охлаждения, представляла собой весьма компактную и простую в изготовлении конструкцию, исключающую применение в танке вентиляторных установок и специальных электрических машин (как на танке ИС-7 обр. 1946 г.) и потребляющую по сравнению с ними меньшую мощность.

Осуществление этой задачи потребовало проведения большого объема предварительных теоретических расчетов и многочисленных экспериментов — выполнили более 5000 опытов с моделями эжекторов пяти различных серий, для чего была создана специальная силовая лаборатория.

Изготовленные образцы системы охлаждения танка ИС-7 прошли испытания в лаборатории и на танке. Испытания подтвердили все теоретические расчеты и дали положительные результаты, что позволило внедрить новую конструкцию системы охлаждения в танке ИС-7 обр. 1947 г.

На основе данных, полученных на испытаниях танка ИС-7 с новой системой охлаждения, было сделано заключение о весьма целесообразном применении эжекторных установок на танках с дизелями. В связи с этим, по предложению Министерства транспортного машиностроения в порядке обмена опытом рабочие чертежи эжекционной системы охлаждения с ЛКЗ передали на завод №183 в Нижнем Тагиле.

Значительное внимание уделялось отработке трансмиссии танка ИС-7. Для улучшения условий работы механика-водителя на машине установили более совершенную и перспективную трансмиссию с планетарной коробкой передач (ПКП). Указанная трансмиссия была впервые разработана в отечественном танкостроении на мощность 882 кВт (1200 л.с.) в соответствии с заданием и ТТТ в 1947 г. ОГК совместно с МВТУ им. Н.Э. Баумана.

SuSchwPz218.jpg

Стенд для испытания трансмиссии.

Первый образец планетарной трансмиссии собрали и смонтировали на стенде 23 июня 1947 г. В состав установки входили: сам трансмиссионный блок, приводы управления, электродвигатель и сиденье механика-водителя. Для определения температурных режимов, давления масла и производительности насоса использовалась соответствующая аппаратура, установленная в необходимых точках системы смазки.

Испытания носили чисто проверочный характер с целью определения регулировок, проверки переключения передач ПКП, переключения реверса и работы системы смазки. Кроме того, важной задачей являлась проверка работы сервопривода управления ПКП.

Первую обкатку трансмиссионного блока произвели без механизма управления. Переключение передач ПКП осуществлялось с помощью специальных приспособлений. При обкатке блока была обнаружена течь масла по разъемам горловины грузового вала — через сальник фрикционов.

После окончания обкатки выполнили монтаж механизма управления и его регулировку. После этого произвели вторую обкатку ПКП, в процессе которой выявились следующие дефекты:
- ненормальная работа механизма включения реверса;
- течь масла.

Для устранения этих дефектов ПКП разобрали, в процессе переборки произвели изменение лабиринта у разъема грузового вала, установили резиновый сальник для уплотнения и выполнили регулировку и отладку фрикциона реверса.

После переборки трансмиссионный блок прошел третью обкатку, в ходе которой никаких дефектов обнаружено не было. Затем вновь на ПКП установили механизм управления, провели регулировку и окончательную обкатку. После окончательной обкатки вновь появилась течь масла через отводки включения фрикционов промежуточного вала, которая была устранена путем замены фетрового кольца маслоподводящей трубки шнуром «Рациональ».

SuSchwPz219.jpg

Схема установки трансмиссионного блока танка ИС-7 на технологическом стенде.

Оглавление