В ноябре 1948 г., в соответствии с протоколом комиссии по проведению государственных испытаний танка ИС-7, в ОГК ЛКЗ спроектировали смотровой прибор башни ТПБ-48 с шириной призмы 85 мм, Однако его установка потребовала введения следующих изменений в конструкцию башни:
- увеличение отверстий в отливке башни с диаметра 130 до 140 мм;
- переработку всех установочных деталей прибора ТПБ на ЛКЗ;
- переделку чертежей и перестройку производства заводом №393 MB на изготовление прибора ТПБ-48 после изготовления 15 комплектов прибора ТПБ-47 для опытной партии танка ИС-7.
Другим, более важным, недостатком в приборном комплексе ИС-7 являлось наличие значительного непросматриваемого пространства из танка в сторону его кормовой части, величина которого достигала 25 м. Это явилось следствием отсутствия смотровых приборов на рабочих местах заряжающих. Для устранения этого недостатка на первых опытных образцах машины предполагалась установка смотровых приборов без кругового вращения с углом обзора для каждого заряжающего в 140°.
Однако проработка конструкции такого прибора в ОГК ЛКЗ была признана нежелательной по причине его больших габаритов. Не получило также одобрения использование каких-либо известных приборов со сферической оптикой из-за их малой обзорности и ограниченного размера выходного зрачка.
Тем не менее (несмотря на то, что в ТТТ на проектирование танка ИС-7 для заряжающих была предусмотрена установка перископических приборов для наблюдения на борта и корму машины), этот вопрос до сентября 1947 г. так и не был решен. Однако введение таких приборов при уже определившейся комплектации оптическими приборами опытных образцов танка ИС-7 было особенно необходимо в связи с тем, что ни командир машины, ни наводчик, по существу, не располагали возможностью наблюдения назад.
Для обеспечения обзорности из танка на корму машины НТК БТ и MB ВС рекомендовал ЛКЗ обратиться в ГОИ им. С.И. Вавилова МОП, имевший опыт по созданию малогабаритных перископических приборов с большим полем зрения по вертикали. Одновременно в марте 1948 г. НТК БТ и MB ВС выдал заводу №355 MB (главный конструктор — И.Г. Лурье) задание на проектирование малогабаритного перископического прибора со сферической оптикой прямого и обратного видения, который предполагался к установке на рабочих местах заряжающих. Эскизный проект со схемой оптики и кратким описанием такого перископа ТП-1, разработанный КБ завода №355 в соответствии с ТТТ НТК БТ и MB ВС, поступил на ЛКЗ уже в ноябре того же года.
Перископ ТП-1 (ведущий конструктор — Б.А. Тихомиров) предназначался для наблюдения вперед и назад при неизменном положении окулярной части прибора. Он имел увеличение 1,5х, поле зрения 30° и перископичность 303,5 мм и состоял из трех основных узлов: окулярной части, коробки с трубой и съемной головки.
Окулярная часть прибора представляла собой литой патрубок, в котором монтировались линзы второй оборачивающей системы, призма и окуляр. На патрубок одевался мягкий кожаный наглазник.
В коробке прибора располагалось устройство, осуществлявшее рассогласование в поворотах трубы с головной призмой и призмы Дове. При повороте головной призмы от рукояток призма Дове в начальный момент была неподвижной, так как упор, связанный с трубой перемещался по пазу оправы призмы. Дойдя до конца паза, упор увлекал за собой оправу с призмой Дове. Выбранные размеры паза позволяли при повороте рукояток (и головной призмы) на 180° развернуть призму Дове на 90°; при этом изображение предметов, расположенных сзади, получалось без наклона изображения.
Для закрепления призмы Дове и головной призмы в крайних положениях имелся фиксатор в виде винта, под действием пружины заскакивавший в два диаметрально расположенных паза. Для вывода из фиксации, до начала поворота, рукоятки требовалось оттянуть вниз.
Конструкция съемной головки предусматривала быструю ее замену при повреждениях. Для того чтобы снять головку с прибора, ее нужно было повернуть на 90° и рывком вытащить с посадочного места трубы.
Установка смотровых приборов у командира и наводчика танка ИС-7 образца 1947 г.
В корпусе головки устанавливалась прямоугольная призма, закрепленная пружиной и стопорами.
С наружной стороны корпуса головки под углом 120° располагались три пружины, удерживавшие головку на трубе прибора. Для правильной ориентировки головки относительно трубы также имелся фиксатор.
Для перехода от наблюдения вперед к наблюдению назад или наоборот необходимо было, взяв двумя руками за рукоятки, оттянуть их вниз, после чего рукоятки развернуть на 180° до фиксации. При этом направление наблюдения определялось по надписи против индекса.
Техническое совещание представителей завода №355 MB и ЛКЗ по вопросу использования танкового малогабаритного перископа ТП-1 в танке ИС-7 состоялось 8 декабря 1948 г. По мнению специалистов ЛКЗ, для использования ТП-1 в качестве смотрового прибора необходимо было увеличить его поле зрения. Кроме того, требовалось ввести в конструкцию прибора специальный механизм для очистки наружного стекла, а также патрон осушки и незапотевающую пленку окуляра, предусмотренные ТТТ НТК БТ и MB ВС. Все эти замечания нашли свое отражение в протоколе совещания.
Использование перископа ТП-1 в качестве смотрового прибора для заряжающих танка ИС-7 позволяло получить обзорность не менее 45° (при условии применения пятилинзового окуляра вместо установленного четырехлинзового окуляра).
Для проведения испытаний на танке ИС-7 первые образцы ТП-1 необходимо было изготовить и представить на ЛКЗ в квартале 1949 г. Поэтому ОГК ЛКЗ при проработке установки прибора надлежало разработать крепление перископа в башне машины (с правом изменения посадочных деталей) и передать чертежи установки ТП-1 заводу №355 MB не позднее 1 февраля 1949 г. В свою очередь, завод после окончательной отработки конструкции перископа ТП-1 и согласования чертежей с ЛКЗ должен был выслать их в адрес ЛКЗ и Министерства транспортного машиностроения не позднее 1 марта 1949 г.
После окончательного согласования чертежей перископа на его изготовление и монтаж в танке ИС-7 отводилось не более двух месяцев, после чего ЛКЗ обязывался представить опытные образцы машины для проведения в течение следующего месяца совместных с представителями завода №355 MB испытаний230.
Что касается оснащения опытного танка ИС-7 приборами ночного видения, то основные требования по их размещению были уточнены на техническом совещании в ОГК ЛКЗ, состоявшемся 23 мая 1947 г. с участием представителей НИИ-801 МЭП.
Согласно этим требованиям, ночной прицел для пушки С-70 выполнялся в виде приставки к штатному прицелу ТШ-46, устанавливавшейся на качающейся бронировке орудия снаружи башни. Поэтому в конструкции корпуса приставки — ночного прицела предусматривалось иметь посадочные места для крепления к установочным кронштейнам. Для подсветки целей использовалась стрелковая фара с инфракрасным фильтром, монтировавшаяся на кронштейне качающейся бронировки при максимально возможном удалении от ствола пушки. Подвод электропитания к фаре осуществлялся с помощью гибкого кабеля.
230 В связи с прекращением работ по танку ИС-7 в феврале 1949 г. перископы ТП-1 так и не были установлены.