При этом он должен был удовлетворять следующим требованиям:
- точность стабилизации линии прицеливания — не менее 0,5 т.д.;
-
возможность стабилизации в пределах от 10 до 30° (допустимое срезание поля
зрения: от 10 до 20° на 10%, от 20 до 30° — до 30%);
- способность автоматически компенсировать уход оси гироскопа из стабилизированного положения;
- иметь устройство автоматического производство выстрела (при замкнутой цепи спуска) в момент, когда орудие имело необходимый для поражения цели угол возвышения;
- возможность учета изменения угла прицеливания за время запаздывания выстрела при электромагнитном и при электрозапальном спусковых механизмах, а также ввода поправки на изменение угла прицеливания от наличия переносной скорости снаряда вследствие колебаний танка;
- в случае необходимости иметь устройство для гашения собственных колебаний гироскопа;
- готовность к действию стабилизирующего устройства по истечении не более 1 мин с момента его включения;
- ведение стрельбы с помощью прицела со стабилизированным полем зрения без необходимости применения специальных боеприпасов;
- питание гироскопа от бортовой сети танка;
- общая потребляемая стабилизирующим механизмом и вспомогательными агрегатами мощность — не более 100 Вт;
- вспомогательные агрегаты (преобразователь и т.п.) должны иметь минимальные габариты и быть удобными для размещения в танке. Установка гироскопа не должна ухудшать условия работы наводчика;
- герметичное исполнение механизма стабилизации. Работа гиромотора не должна приводить к запотеванию оптических деталей или появлению налетов. Желательно расположение гиромеханизма в отдельном от оптической системы герметичном отсеке;
- удовлетворительная работа механизма стабилизации при температуре окружающего воздуха от -45 до +45°С. Исключение возможности его расстраивания от сильной тряски и при ударах снарядов, не пробивших броню;
- срок службы механизма стабилизации не менее 3000 ч и возможность непрерывной работы в течение 5—6 ч;
- в конструкции механизма стабилизации должен быть предусмотрен арретир для стопорения гироскопа в походном положении и возвращения последнего в исходное положение.
Поскольку в мае 1947 г. на три опытных образца танка ИС-7 выпуска 1947 г. для установки был утвержден телескопический прицел ТШ-46Б, то завод №393 MB по просьбе Ж.Я. Котина в связи с изменением конструкции башни машины приступил к переделке четырех ранее изготовленных прицелов ТШ-46230 в два прицела ТШ-46А и два прицела ТШ-46Б с вводом в конструкцию последних диоптрийной установки.
Кроме того, 16 мая 1947 г. на состоявшемся в Техническом управлении MB совещании по рассмотрению принципиальных схем танковых приборов и прицелов обсуждались вопросы по принципиальным схемам танковых дальномеров ТД-1,6 и ТД-06, а также перископических прицелов ТП-47А, ТП-47Б, шарнирного прицела ТШ-46 и смотрового прибора ТКП-2. По итогам обсуждения принятое решение предусматривало:
- основным направлением развития считать прицелы перископического типа со стабилизацией линии прицеливания;
- организовать работу по установке на тяжелые танки и САУ горизонтальнобазных дальномеров с базой 1,5—1,6 м;
- заводу №393 в десятидневный срок разослать заводам №183, ЛКЗ и ЧКЗ предварительные габаритные чертежи перископических прицелов и дальномеров для составления заключения и отзыва;
- изготовить до 15 апреля деревянный макет ТП-47А для примерки на танк завода №183.
Несколько позже, 23—24 мая 1947 г., прошло совместное совещание представителей Министерства вооружения, Арткома ГАУ ВС, ГБТУ ВС, НИИАВ MB, СКБ-2 при заводе №393 MB, НИИСПВА MB, завода №2 MB и ЛКЗ по вопросу согласования пулеметно-пушечного вооружения и оптических приборов танка ИС-7.
В части, касающейся оптических приборов, отмечалось: «1. В связи с тем, что изготовленный заводом №393 первый опытный образец прицела ТШ-46Б имел неудовлетворительное качество изображения, считать приемлемым предложение начальника СКБ-2 при заводе №393 - генерал-майора С.М. Николаева о переделке прицела ТШ-46Б с целью улучшения его оптической характеристики, путем увеличения оптической длины прицела с сохранением габаритной длины - 660 мм. При этом окуляр прицела относился влево, что улучшало условия работы наводчика.
2. Так как прицел типа ТШ-46Б является единственным приемлемым из существующих прицелов для установки в башне танка ИС-7 и в связи с невозможностью изготовления в 1947 г. для опытных танков перископического прицела ТП-47 со стабилизатором, считать, что на опытные машины, изготавливаемые ЛКЗ в 1947 г., должны быть установлены прицелы типа ТШ-46Б.
3. Считать целесообразным форсировать разработку перископического прицела ТП-47 со стабилизатором в СКБ-2 при заводе №393.
Одновременно ОГК ЛКЗ, на основании предъявленного генерал-майором С.М. Николаевым габаритного чертежа (эскиза) прицела ТП-47, прорабатывает и согласовывает с СКБ-2 вопросы увязки прибора управления выстрелом «Штурм» с прицелом ТП-47 и его установки в башню танка.
... 5. Вопрос об изготовлении дальномера для танка ИС- 7 считать необходимым обсудить на специальном техническом совете в Москве.
В целях окончательного уточнения и согласования дополнительно возникавших вопросов по стрелково-пушечному вооружению и оптике танка «Объект 260» — считать необходимым в начале июня 1947 г. провести совместное совещание Министерства вооружения, Министерства транспортного машиностроения, ГАУ ВС, НТК ГБТУ ВС, НИИАВ MB, НИИСПВА MB, заводов №2, №393 MB и ЛКЗ».
Схема установки прицела ТП-47А в башне танка ИС-7
Технический проект танкового перископического прицела ТП-47А (вариант без стабилизации) поступил в Артком ГАУ ВС, Техническое управление MB, главным конструкторам ЛКЗ, ЧКЗ и завода №183 27 июня 1947 г.
В связи с тем, что в предлагаемом проекте прицела использовался ряд новых узлов, требовавших производственной проверки, проект технических условий на изготовление прицела предполагалось представить позднее. Это было связано с тем, что поскольку танки, к размещению на которых планировался прицел, еще не были изготовлены в опытных образцах и существовали только в чертежах, то отсутствовали экспериментальные данные по условиям эксплуатации прицела и результатам возможного поражения его при снарядном обстреле (или от последствий удара снаряда о броню башни). Поэтому расчет на прочность деталей прицела и кронштейна не производился, а их проверку предполагалось осуществить в процессе обстрела башен с опытными образцами прицелов, установленных в танках.
Исходя из этого, главному конструктору завода №183 А.А. Морозову предлагалось подтвердить свое согласие с проектом прицела телеграммой, отправленной непосредственно в Артком ГАУ и СКБ-2 при заводе №393, а главному конструктору ЛКЗ Ж.Я. Котину тоже телеграммой согласовать габариты прицела ТП-47А с башней танка ИС-7, которые стали бы основанием для разработки стабилизированного прицела. Кроме того, предлагалось данный прицел ТП-47А устанавливать в танке ИС-7 в случае выхода из строя стабилизированного прицела и отсутствия возможности его замены новым.
Одновременно материалы по прицелу ТП-47А были высланы и в адрес ЧКЗ для использования при проектировании новых тяжелых танков.
Проектирование прицела ТП-47А оказалось весьма сложным и трудоемким из-за необходимости выполнения жестких требований по обеспечению точности в механизме угла возвышения, а также необходимости его унификации для танков ИС-7 и Т-54. Поэтому представление окончательного технического проекта прицела задержалось, и срок поставки его опытных образцов перенесли на август 1947 г. Конструкторам танков предлагалось принять все меры для утверждения технического проекта установки прицела до 10—15 июля, так как СКБ-2 при заводе №393 уже приступило к выпуску рабочих чертежей.
230 Прицелы были изготовлены заводом №393 MB под установку в башню танка ИС-7 выпуска 1946 г.